Николаю Лагуну запахло паленым. Экс-владелец Дельта Банка получил санкции за сотрудничество с россиянами

Бывший владелец обанкротившегося Дельта Банка Николай Лагун теперь находится под санкциями Украины.

Бывший владелец обанкротившегося Дельта Банка Николай Лагун отныне находится под санкциями Украины. Ему на 10 лет заблокировали активы, запретили платежи и ему самому, и в его пользу, теперь он не сможет покупать или продавать бизнес, недвижимость, выводить средства за границу – фактически осуществлять какую-либо финансовую деятельность. Исключение – возврат средств Фонда гарантирования вкладов. Соответствующее решение Совета нацбезопасности и обороны было принято на основании представления Службы безопасности Украины вместе с другими гражданами России (у Лагуна, по сообщениям СМИ, есть российский паспорт). Следующими шагами должны стать наложение санкций ЕС и США, экстрадиция Лагуна из Вены, где он скрывается от украинского правосудия, конфискация его активов в Украине и за рубежом в пользу государственных Сбербанка и Укрэксимбанка, Нацбанка и ФГВФЛ.

За сотрудничество с россиянами

Решение о наложении санкций на Лагуна назревало уже давно, однако внесение его в санкционный список в пакете чиновников, бизнесменов и причастных к нарушениям прав человека во временно оккупированном Крыму, пропагандистов и пророссийских деятелей из Молдовы - оказалось неожиданностью для адвокатов экс-собственника Дельта Банка-Видели. Согласно тексту решения, представление о санкциях делала Служба безопасности Украины. "Министерству иностранных дел Украины проинформировать компетентные органы Европейского Союза, Соединенных Штатов Америки и других государств о применении санкций и поднять перед ними вопрос о введении аналогичных ограничительных мер", - говорится в документе.

Среди санкций, примененных против Лагуна - блокирование активов, предотвращение выведения капиталов за пределы Украины, остановка выполнения экономических и финансовых обязательств с его стороны, запрет участия в приватизации, аренде государственного имущества, запрет увеличения размера уставного капитала хозяйственных обществ, предприятий, запрет на приобретение в собственность земельных участков связанных с корпоративными правами (правом собственности на долю, акции, паи) в пользу Лагуна и лиц, действующих от его имени. В нескольких пунктах речь идет о типах запретов, налагаемых именно на резидентов иностранных государств.

СМИ и эксперты уже давно и настойчиво публично аргументировали необходимость введения санкций против Лагуна. Среди главных аргументов - уплата налогов в россии из-за работы ряда компаний экс-банкира и его окружения на оккупированных территориях, вывода средств из Украины мошенническим способом (через что Лагун является фигурантом ряда уголовных производств ), наличие российского паспорта, который якобы был получен еще в начале 10-го года. российским провластным олигархатом, в частности, с нынешним главой Российского фонда прямых инвестиций Кириллом Дмитриевым. Считалось, что российский паспорт Лагун мог оформить для лучшего доступа к управлению своими активами в оккупированном Крыму (в отличие от Рината Ахметова, Сергея Таруты или Дмитрия Фирташа - их не национализировали оккупационные власти), а также чтобы убежать в Россию в случае усиления преследований.

Список бизнесов, которыми Лагун и его окружение владеет в Украине, России и за рубежом - были неоднократно обнародованы в СМИ. Переоформленные на оккупированных территориях по российскому законодательству компании, уплачивающие налоги в России, очевидно способствуют и финансированию российской армии, являющейся отдельным тяжким преступлением. Ранее правоохранительные органы не признавали публично наличия российских связей экс-собственника Дельта банка. Появление его в одном списке с пропагандистами Екатериной Мизулиной, Александром Дюковым, а также первым заместителем министра внутренних дел России Андреем Кикотем фактически подтверждает наличие таких связей. А тот факт, что в санкционном пакете упомянуты еще и ограничения, налагаемые именно на иностранных резидентов – может быть опосредованным подтверждением наличия российского паспорта. Прямо этого в решении СНБО не указано, но судя по тому, в какой формулировке вообще представлен этот пакет, нет сомнений, что основной причиной санкционирования Лагуна, вероятнее всего, является сотрудничество с Россией.

Жизнь после санкций

Какие последствия ждут теперь Николая Лагуна, его активы в Украине и за рубежом, а также его связи и окружения? Во-первых, блокирование активов в Украине и подготовка к их взысканию в пользу государственных учреждений. Как известно, общий объем долгов Лагуна из-за банкротства Дельта Банка перед Сбербанком, Укрэксимбанком, Национальным банком Украины, Фондом гарантирования вкладов – более 50 млрд грн.

Большинство этого финансового бремени лежит именно на Лагуне лично, поскольку рефинансирование и ряд кредитов он брал под личное поручение. И именно поэтому несколько лет назад Лагун попытался инициировать и реализовать процедуру личного банкротства, чтобы, признав лишь небольшую часть долгов – списать их с себя как с физлица. Последний опыт взыскания Сбербанком и Укрэксимбанком в свою пользу ТОЦ Гулливер в центре столицы, принадлежавший подсанкционному пророссийскому предпринимателю Виктору Полищуку, показывает, что наличие санкций существенно упрощает получение контроля над такими активами для государственных учреждений. В собственности Лагуна и его окружения, как известно, много элитных земельных участков в Киевской и Ивано-Франковской области, а также активы в коммунальных предприятиях, финансовых компаниях, ряд иностранных бизнесов.

В СМИ недавно также обнародовались показания юристов, уже проводивших оценку активов Лагуна в мире в интересах одного из коммерческих заказчиков. Вероятно речь идет о группе компаний Фокстрот, которой Лагун проиграл в Лондонском суде более $100 млн., которую он должен выплатить до введения санкций. Если эти средства были уже аккумулированы или инвентаризированы – очевидно, что теперь они не могут быть переведены в пользу Фокстрота, скорее всего, отойдут Фонду гарантирования вкладов. Сейчас ФГВФЛ как раз судится с Лагуном и другими экс-руководителями Дельта Банка за 22 млрд грн. убытков, причиненных банкротством финучреждения (средства, выплаченные Фондом обманутым вкладчикам). Потенциально, после наложения санкций, можно было бы ускорить процесс замораживания активов Лагуна и его окружения по всему миру через соответствующие ордера Лондонского суда – однако для этого кто-то из государственных органов или учреждений Украины – по аналогии с процессом Приватбанка – должен подать в этот суд иск против Лагуна.

Важно отметить, что никакие платежи теперь невозможно осуществлять и в пользу Лагуна, поскольку такая связь может подвергнуть сомнению добродетель соответствующих физических и юридических лиц, привести к привлечению их к ответственности за нарушение санкционного режима. Это также означает, что Лагун не сможет получать дивиденды от доверенных лиц, управляющих его бизнесами, не сможет покупать новые активы, а также не сможет избавляться от их, чтобы вывести из-под ареста, не сможет совершать взыскания с каких-либо должников.

Следующим шагом должно стать введение санкций против Лагуна – так же, как и против других фигурантов списка – в ЕС, США, Великобритании, Японии и т.д. Это должно существенно усложнить жизнь экс-банкирову, поскольку он с 2022 года постоянно проживает в австрийской столице – Вене, откуда включается в судебные заседания по видеосвязи. Об этом известно и судам, и правоохранительным органам, которые только в 2024 году объявили экс-собственника Дельта Банка в международный розыск. Блокировка зарубежных активов и внесение в западные санкционные списки сделает невозможным получение фактически любых услуг в Австрии или любой другой стране цивилизованного мира. Уезжать Лагуну придется либо в Россию/Беларусь, либо в пророссийскую Сербию, либо в Объединенные Арабские Эмираты. Впрочем, как показал недавний пример негласной экстрадиции оттуда народного депутата Федора Христенко, для нечистых на руку чиновников и бизнесменов эта страна фактически больше не является надежным убежищем с точки зрения безопасности и неприкосновенности. Это просто чистое совпадение, но также следует напомнить, что операцию с Христенко организовал секретарь СНБО Рустем Умеров. На решении СНБО о санкциях Лагуна также стоит его подпись.

Дальнейшее пребывание экс-банкира в Австрии - теперь уже в новом, санкционном статусе - поставит вопрос о скорейшей экстрадиции Лагуна. Не стоит забывать, что именно к австрийским властям Президент Владимир Зеленский обращался лично с просьбой посодействовать ускорению экстрадиционных процедур, поскольку именно в Вене скрывается от правосудия ряд чиновников и бизнесменов, которые должны быть привлечены к ответственности в Украине. Среди самых известных – компанию Лагуна составляют экс-глава Нацбанка Кирилл Шевченко, экс-владелец ВАБ Банка и владелец агрохолдинга Укрлендфарминг Олег Бахматюк, экс-депутат Киевсовета со статусом смотрящего по Киеву Денис Комарницкий, владелец ряда облгазов и химических заводов Дмитрий Фирташ. Николая Лагуна неоднократно называли одним из первых кандидатов на экстрадицию именно из-за прозрачности обвинений в ряде уголовных производств, где очевидно нет политического подтекста, а есть лишь схемы масштабного хищения средств вкладчиков и вывод их на многочисленные оффшорные счета.

Еще одно потенциальное последствие санкций для Лагуна – вероятное ускорение рассмотрения уголовных и хозяйственных дел в украинских судах. Поскольку источники финансирования адвокатов Лагуна должны быть заблокированы (или ему придется объяснить, с каких ресурсов оплачивается работа людей, которые ходят защищать его интересы в украинских судах - из Украины или из-за рубежа), есть вероятность, что качество защиты существенно снизится, а значит не будет проблем с искусственной затягиванием судебных разбирательств, и решение будет приниматься и приниматься. Это, в свою очередь, будет означать скорее взыскание активов в пользу государственных финансовых учреждений, прежде всего Фонд гарантирования вкладов.

***

Введение санкций против Лагуна, это, прежде всего, сигнал о неизбежности ответственности за масштабные хищения средств вкладчиков и сотрудничество со страной агрессором, в том числе и финансирование ее армии из-за налогов зарегистрированных на оккупированной территории компаний. Это также положительный индикатор для иностранных и украинских инвесторов, понимающих, что приоритетом деятельности государства постепенно становится справедливость, открытость и прозрачные правила игры, предусматривающие наказание для нарушителей общего порядка. А не наоборот – преференции в виде закрывания глаз на многомиллиардный ущерб и многолетнее затягивание рассмотрения судебных исков, даже если это иски от государственных структур об ущербе, причиненные обычным гражданам.