По следам истории с Назарием Гусаковым: как и кому правильно донатить

В интернете есть сотни ловушек, рассчитанных на добрых людей.

из открытых источников

Резонанс вокруг истории Назария Гусакова не стихает. Даже Владимир Зеленский в вечерней воскресной речи упомянул об инциденте с бесконтрольными перерасчетами средств и о возбужденных полицией уголовных делах. Отношение к больному СМА львовянина, подозреваемого в растрате миллионных донатов на интернет-казино, у общества разное – кто-то осуждает, кто-то оправдывает, но большинство беспокоит то, что этот случай может нанести очередной удар по благотворительности. А в ней так остро нуждаются и военные, и гражданские, взрослые и дети с тяжелыми болезнями.

И дело не только в Назарии. Для людей с щедрой душой сейчас расставлены сотни ловушек: фейковые фонды, вымышленные страдания, подставные фото и банковские счета, деньги из которых утекают в карманы циничных лжецов. Как убедиться, что пожертвование будет использовано по назначению - в материале журналистки Коротко про.

Исключение из правила подтверждает правило

После сообщения Национальной полиции некоторые СМИ написали, что против Назария Гусакова открыто два уголовных производства по статьям Уголовного кодекса о мошенничестве и легализации доходов, полученных преступным путем. Это не совсем так. Дела открыты по факту публикаций в масс-медиа о возможных злоупотреблениях с пожертвованиями на терапию спинальной мышечной атрофии. Как выяснилось, дорогое лекарство для Назария Гусакова закупалось за счет бюджета Львова, а благотворительные средства он мог тратить на ставки в покер.

- По факту уголовное производство открывается, чтобы полиция могла проводить следственные действия, в частности получить доступ к банковским счетам и переводам, опрашивать свидетелей, возможных соучастников сделок, - говорит адвокат Алексей Сиротин. – Подозреваемым по делу человек будет считаться, если ему объявят подозрение.

По информации, которую обнародовал Владимир Зеленский, Назарий Гусаков уехал из Украины 13 июня – еще до того, как вокруг его имени разразился скандал. Он отвергает все обвинения в свой адрес, однако теоретически над молодым мужчиной с инвалидностью нависла угроза тюрьмы сроком от 8 до 15 лет в случае возвращения в Украину.

Эта история стала классическим примером exceptio probat regulam in casibus non exceptis – «существование исключения подтверждает правило для случаев, не подпадающих под исключение». Правило говорит: не переводите деньги неизвестным и непроверенным лицам. Исключение состоит в том, что Назарий Гусаков реально тяжело болен, известен как один из самых активных борцов за права людей с инвалидностью. Он раздавал интервью, выступал на телевидении, участвовал в разных мероприятиях, читал лекции. Собирая средства на терапию СМА, за него ручались именитые журналисты, популярные издания, общественные активисты и политики.

Ничего нельзя скрывать

– Эту историю создали мы сами – те, кто жертвовал на лечение Назария, не требуя от него отчетов. Это о «не введи в искушение», – говорит руководитель благотворительного фонда «Крылья Надежды» Наталья Липская. - Тяжелобольные, равно как и военные, так же как волонтеры, являются людьми с присущими им особенностями. Когда начинают сыпаться день за днем ​​такие большие деньги, которыми никогда не оперировал, не каждый может себя овладеть. И понятие «большие деньги» у каждого разное.

Волонтер говорит, что из опыта их организации, которая работает с 2007 года, соблазн побеждает после 3000 долларов. Кроме целевого назначения, получатель начинает закрывать одну свою потребность, вторую, третью...

– Плата за коммуналку, покупка айфона… Это тоже нужно. Ребенку, который десять месяцев прикован к кровати, необходим качественный гаджет, чтобы общаться с миром. У тяжелобольных людей или семей с тяжелобольным детьми, кроме потребности в лекарствах, есть куча других неудовлетворенных потребностей. Сопровождение для тех, кто на коляске, специальное медицинское питание – государство этого не обеспечивает. Но обо всех расходах нужно честно говорить и все показывать в отчетах. Если тратили донаты тайком – это злоупотребление доверием людей. Общественный контроль обязательно должен быть.

В то же время Наталья Липская подчеркивает, что физическое лицо невозможно проконтролировать без его желания, потому что все, что упало на карточку, – это его средства. В первую очередь, это может навредить самому человеку, потому что к сборам могут отнестись с недоверием.

- Поэтому нуждающимся в помощи мы советуем находить организации, с которыми совпадают миссия и видение, и действовать через них. Также ответственным благотворителям советуем работать с юридическими лицами, они подлежат контролю. Есть донат, допустим, 100 000 гривен, находите фонд, который помогает военным, больным или паллиативным детям, заключаете соглашение и обсуждаете условия отчетности.

Наша консультантка отмечает, что отчетность должна быть аналитической и финансовой – какие средства на что потрачены.

– Если в организации предлагают фотоотчеты, бегите от тех лиц. Все сознательные фонды абсолютно нормально относятся к финансовым отчетам. Заставлять людей фотографироваться с помощью в руках – это нарушать их достоинство. Мы с уважением относимся к тем, кого поддерживаем. Многие нуждающиеся не обращаются за помощью именно из-за этой истории с унижением.

На чужой репутации

Впрочем, в отношении юридических лиц – благотворительных организаций, фондов - тоже необходимо быть внимательными. Если знаете учредителей лично или есть общие знакомые – это хороший вариант. Если ориентируетесь на название, имеющее хорошую репутацию, то есть риск наткнуться на клона с неопределенной перспективой тратить деньги.

- Когда есть организация, имеющая вес среди доноров и партнеров, всегда найдется кто-нибудь желающий этим воспользоваться. Это или мошенничество, или намерение раскрутиться на чужом реноме – создать страницу в соцсетях с аналогичным названием и рассказывать о своем долгом, плодотворном труде, - продолжает Наталья Липская. – Прямо не говорят, кто есть кто, но создается впечатление, что это проверенный фонд, и люди жертвуют средства.

Наталья отмечает, что сама должна ежемесячно мониторить соцсети и реестры, чтобы бороться с такими клонами. И уже были ситуации, что доноры приходили разбираться, «почему не предоставляете отчеты».

- Потому что это была очередная «шарашкина контора». В реестре она записана, например, как «Луганская организация «Крылья надежды», а в соцсетях – просто «Крылья надежды». А наши принципы таковы, что за каждую копейку есть отчет.

Также Наталья вспоминает, как в ее фонд пытались присосаться частные лица. Одна женщина, представившаяся директором какого-то отделения, собирала деньги на собственную карточку.

Как проверить фонд

Попросите выписку из реестра

Кроме благотворительных фондов, объявления о сборе средств дают волонтеры. Можно доверять тем, кто внесен в Реестр волонтеров Украины. Что касается всего остального – на ваше усмотрение.

- Этот реестр закрыт для общественности. Но у волонтера, с которым вы собираетесь работать, можно попросить выписку. Хочу заметить, что тех, кто собирает деньги на свои карточки, в реестре не более 2% человек. Это означает, что если вы переводите человеку, который не зарегистрирован как волонтер, благотворительные средства, то 23% НДФЛ (налог на доходы физических лиц) может взыскать налоговая. Это нормально, но доноры должны это осознавать, - замечает Наталья Липская. – Но еще раз хочу напомнить, что проконтролировать деньги, которые человек собирает на свою карточку, невозможно.

Кроме сознательных, пусть даже незарегистрированных волонтеров, в соцсетях много аферистов, выдающих себя за честных. Известна история, когда житель Днепра собирал средства на лечение уже умершего мальчика. Или сбор объявлялся под фото ребенка, сделанное на развалинах дома в Сирии.

Под выманивание денег мошенники воруют фото и видео реальных военных или раненых в госпитале. Сочиняют истории, накладывают свою озвучку. Выставляются большие суммы при том, что лечение военнослужащих, получивших ранения во время выполнения боевых задач, в Украине бесплатно. Для усиления эффекта иногда используют фотошоп – отрезают руки или ноги.

Как заподозрить мошенника