Первый вопрос, который задают себе фанаты фильмов об наемном убийце Джоне Уике aka Баба-Яга, aka Джордане Йовановиче: впишется ли « Балерина » – история о девочке-сироте, которая становится на путь мести, – во вселенную франшизы? И стоит ли вообще стоит ли смотреть фильм без самого Джона Уика?
Баба-Яга не против
Отвечаем сразу на второй вопрос. Стоит. Ибо, во-первых, Джон Уик (Киану Ривз) там все равно будет. Во-вторых, это отличный боевик с увлекательной хореографией трюков и драк, в том числе с использованием подручных материалов. В третьих, даже если вы ничего не знаете об этой франшизе, фильм можно смотреть как обычный динамичный боевик. И в четвертых, здесь такая роскошная исполнительница главной роли Ана де Армас, что вы и думать забудете о Бабе-Яге.
В конце концов, с самого начала фильм, написанный сценаристом Шеем Хаттеном, задумывался как отдельный триллер о мести. Хаттен продал сценарий студии Lionsgate, но там произведением заинтересовались именно как спин-офом. Перед сценаристом была поставлена задача вписать эту историю в мифологию франшизы (Хаттен также работал над 3-й и 4-й частями фильмов о Джоне Уике). А для того чтобы все это выглядело с «женской точки зрения», правки вносила также оскароносная Эмеральд Феннел (режиссер и п сценаристка «Девушки, подающей надежды»).
Режиссер «Балерины» Лев Вайсман – можно сказать, ветеран экшна. В его копилке четвертый «Крепкий орешек», перезапуск «Вспомнить все», две части «Другого мира», но Чаду Стахельски – каскадеру и режиссеру всех 4 частей «Джона Уика» - этого показалось мало, поэтому он не удовлетворился ролью исполнительного продюсера и активно вмешивался. Более того, говорят, что даже сам переснимал некоторые сцены, чтобы больше напоминало оригинал.
О чем фильм
События происходят между 3-й и 4-й частями «Джона Уика». Отца юной Евы Макарро убивают люди из таинственной группировки только за то, что он захотел выйти из игры и воспитывать дочь в нормальном мире. Глава группировки так называемый Канцлер хотел забрать девочку, но ей удалось скрыться.
Как она встретила Уинстона Скотта, владельца гостиницы «Континенталь» в Нью-Йорке, не сообщается, но именно он отводит юную Еву к Директору, главе группировки «Руска Рома» (влиятельной цыганско-славянской мафии), а именно в школу балета и убийства. Судьба Евы – стать «Кикиморой»: с одной стороны, духом мести, но с другой – той, кто стоит на защите тех, кто происит (и платит) о помощи.
Девушка показывает незаурядные успехи в учебе, а затем и в выполнении задач, как киллер, пока не узнает, что же это за таинственная группа, убившая ее отца. Теперь ее главная цель – отомстить. Не сбивает Еву с ее пути даже прямой запрет Директора, ведь это нарушит договор о невмешательстве между «Руской Ромой» и группировкой Канцлера.
По пути к своей цели Ева сражается со всеми желающими (и нежелающими) – ее боевая многогранность безгранична: руками, ногами, всевозможными видами огнестрельного и холодного оружия и даже подручными средствами. Даже пересекается для поединка с самим Джоном Уиком. Немного спойлера - возраст все же сказался на Киану Ривзе, поэтому его драки уже не такие головокружительные.
Сюжет ничто, драка – все!
Казалось бы, чем отличается «Балерина» из когорты таких же крутых боевиков (хоть комедийных, хоть триллеров) – вспомним хотя бы « Любовь зла », «Скоростной поезд» или даже «Не время умирать», где Ана де Армас тоже играет суперагентку? И собственно ничем: 80% фильма – это сногсшибательные и причудливые трюки, откуда можно даже позаимствовать идеи – как вот бросить гранату без чеки в ящик с другими гранатами, чтобы разнесло пол здания, или использовать коньки как нунчаки. И смотреть фильм стоит просто как качественный боевик или как тренажер для шеи: только успевай крутить головой, чтобы увидеть, откуда вылетит очередная опасность или куда поразит ногой Ева Макарро.
Что-то здесь будет очень напоминать компьютерные игры в жанре файтинг, а тема мести за отца совсем не так оригинальна и выглядит не так пронзительно, как месть за убийство любимой собачки, да и боевая насыщенность фильмов о самом Джоне Уике куда мощнее, отсылки к оригинальной франшизе выглядят, словно пришиты грубыми нитками, некоторые поступки героини совершенно алогичными. Как вот идея укрепленного поселка-крепости преступной группировки, которая легко разрушает одна девчонка.
Все время в голове крутится вопрос: стоит ли, стремясь отомстить за одного человека, убивать десятки других? Героиню такие мелочи не волнуют: она видит цель и не видит препятствий. А если видит, то берет их и сносит. Где силой, где женской хитростью, а где чужими руками. Это все-таки боевик, а не философская драма. Финальная музыкальная тема Evanescence Fight Like A Girl также подчеркивает, что ради победы необязательно быть физически сильной – достаточно просто менять правила и биться, как девченка.
Так что смотреть стоит ради Евы Макарро, именно она – то есть Ана де Армас – самое прекрасное, что есть в фильме. Актриса очень естественно выглядит как звезда боевиков. У нее невероятный напор и энергия и одновременно вид милой девочки – такая же добрая, милая и наивная, какой мы помним ее в «Достать ножи». И этот контраст между безжалостностью убийцы и внутренней добротой заставляет нас переживать за нее в течение всего фильма. Кстати, главная музыкальная тема фильма – «тема лебедя» из «Лебединого озера» Чайковского (ну как же в фильме о славянах и балерине и без Чайковского) – тоже намекает нам на черную и белую стороны главной героини.
Кстати
Финальной сцены после титров не последовало. Так что получит ли Ева Макарро свою собственную франшизу, пока неизвестно. Но поклонников картины о Джоне Уике это не должно разочаровывать, потому что уже в процессе съемок «Джон Уик 5», где в главной роли снова Киану Ривз, а в режиссерском кресле Чад Стахельски.
Балерина/Ballerina
Страна : США
Режиссер : Лен Вайсман («Вспомнить все» 2012 года, сериалы «Люцифер», «Все женщины ведьмы»)
В ролях : Ана де Армас («Достать ножи», «007: Не время умирать»,), Киану Ривз (франшизы «Матрица», «Джон Уик»), Анжелика Хьюстон («Семейка Адамс», «Китайский квартал»), Габриэл Бирн (сериал "Викинги»), Иэн Макшейн (франшиза о Джоне Уике, сериал «Американские боги»), Норман Риддус (сериал «Ходячие мертвецы»), Каталина Сандино Морено («Париж, я люблю тебя).
Длительность : 02:25