Из-за многочисленных конфликтов с гражданскими в Сухопутных войсках объявили перезагрузку ТЦК и СП. С мая командование начало публично отчитываться перед обществом об этой кампании. По последней информации удалось подтвердить 30 инцидентов по вине военкомов, по которым были вынесены определенные кадровые решения. В то же время 233 жалобы на работу терцентров военные называют "фейками, преувеличениями, информационными манипуляциями или целенаправленными вбросами в пределах враждебных ИПСО".
В то же время, уже подготовлены «Правила диалога и поведения для военнослужащих ТЦК и СП» - своеобразный этический кодекс. К чему он обязывает и поможет ли смягчить напряжение между работниками терцентров и гражданами - в материале Коротко про.
Нападают, бьют, ломают автомобили
Впервые о создании обязательных правил взаимодействия с гражданскими для работников ТЦК и СП руководитель управления коммуникаций командования Сухопутных войск Виталий Саранцев сказал в эфире " Радио Свобода " в начале февраля. Такая идея возникла после серии громких конфликтов, нападений на военные автомобили и теракты в нескольких ТЦК.
Кодекс этики планировали разработать до конца зимы, но весна заканчивалась, а скандалы не утихали. В соцсетях появлялись ролики о жесткой «бусификации», военкомы жаловались на агрессию граждан. Ряд резонасных конфликтов произошел прямо в конце мая – в Черкассах несколько прохожих напали на представителей ТЦК с кулаками, когда те проверяли документы у 24-летнего парня. В Кременчуге на двух военных, которые осуществляли оповещение, набросилась группа из семи человек, применив перечный баллончик и травматический пистолет. Подобный случай произошел в Каменец-Подольском – толпа избила военных и повредила их служебный автомобиль. Инциденты между гражданскими и представителями ТЦК зафиксированы также под Киевом, на Закарпатье, в Львовской области.
И все это – после того, как командование Сухопутных войск предупредило, что «любое умышленное препятствие исполнению служебных обязанностей военнослужащих, включая угрозы, моральное давление, применение физической силы или повреждения автомобилей, является серьезным правонарушением и квалифицируется по статье 114-1 Уголовного кодекса Украины. За такие действия предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 8 лет».
Чем же могут помочь новые правила поведения представителей терцентров?
Не пить, не курить, а эмпатично реагировать
По большому счету – ничем. О том, что «кодекс» уже готов общественность и сами военкомы узнали из интервью Виталия Саранцева интернет-изданию NV. Спикер Сухопутных войск назвал свод правил пособием, которое будет носить «рекомендательный, а не повелительный характер». То есть ничего обязательного, что-то по типу книжечки для внеклассного чтения. Она объемом в 51 страницу и еще не печатается. Пока дошла только до журналистов, а не до своих непосредственных читателей.
Книга будет содержать перечень основных этических принципов – уважение к личности, человеческому достоинству, законности процедур, профессионализм, прозрачность и подотчетность. Правила диалога при проведении мероприятий оповещения, включающих в себя: протоколы идентификации для работников ТЦК, четкое и уважительное сообщение о целях остановки гражданина, эмпатическое реагирование на беспокойство, избегать жаргона или чрезмерно официального языка и еще несколько шаблонных указаний.
Более интересны правила поведения при сложных моментах. Здесь военкомов видят в роли психологов, потому что они должны распознавать потенциальные триггеры конфликта и быть проактивны в деэскалации проблем. Например, говорить к дрожащему от страха уклонисту: «Я понимаю, что вы чувствуете… ». Или предлагать ему: «Вы можете предоставить документы сейчас или позже в ТЦК». Говорить следует спокойно, проникновенно, смотреть в глаза и отойти на шаг назад, если человек напряжен.
Разработчики пособия учли, что после таких упражнений в этике военные сами могут напрячься, поэтому предлагают открыть им доступ к психологической поддержке, чтобы помочь справиться со стрессом. Для напряженных из-за действий ТЦК граждан предлагается создать «горячую линию», электронную почту или онлайн-платформу для жалоб. "Книга благородных манер" содержит и комплекс запретов.
Нельзя:
- способствовать, осуществлять, подстрекать или терпимо относиться к любым формам пытки, жестокой, бесчеловечной или унижающей достоинство,
- допускать любые привилегии, ограничения или дискриминацию,
- использовать символику политических партий, осуществлять политическую деятельность,
- разглашать и использовать информацию с ограниченным доступом,
- скрывать свои опознавательные знаки (нашивки, шевроны, удостоверения),
- находиться на службе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения,
- курить при непосредственном общении с гражданами или в неустановленных местах.
Но это опять-таки рекомендовано...
«Мне необходимо», а не «вы обязаны»
В печатном виде в ТЦК пособие, напоминаем, еще не попало, но в электронном виде с новостью там уже ознакомились.
– Ничего нового для себя мы не нашли, – поделился с Коротко о работнике терцентра в Киевской области. – На любой работе нужно быть сдержанным и вежливым. Только все зависит от индивидуальных особенностей. Если человек спокоен, то и разговаривать он будет спокойно, а если у служащего была контузия, то долго расшаркиваться у него не выйдет. Граждане сами очень часто провоцируют конфликты, а потом начинают винить нас.
В таком случае руководство также содержит рекомендации:
- Распознавать суть конфликта – попытаться понять, что является его источником – несогласие с политикой мобилизации или нежелание выполнять конкретное законное требование. Убеждать человека изменить взгляды военные не должны, но вернуть разговор к конкретному конфликту интересов. Попросту говоря, заставить взять повестку.
- Предотвращать эскалацию конфликта. То есть контролировать собственные эмоции. Избегать прямых обвинений и оскорблений по типу «вы уклонист», не позволять себе угрозы, пренебрежительный тон или сарказм.
- Употреблять конструктивные способы коммуникации. Разработчики рекомендаций уверены, что «Мне необходимо вручить вам эту повестку в соответствии с законом о мобилизации» звучит более нежно и убедительно, чем «Вы обязаны взять!»
Бодикамеры дали, а включать не заставили
- Из положительного можно отметить, что на четвертом году войны Минобороны наконец-то признало проблему и как-то пытается их пригладить. Из негативного – это даже не служебная инструкция, а некий психолого-юридический справочник, за нарушение правил нет никакой ответственности. С ТЦК не снимают и не смягчают план по мобилизации. В большинстве случаев так называемая «бусификация» имеет законный вид, потому что формально в терцентр человека принудительно доставляет полиция. Военный не может применять к гражданским силам, но сопровождать полицейских закон не запрещает, - говорит адвокат Алексей Назарчук.
Юристы неоднократно обращали внимание на то, что обеспечить прозрачность контактов ТЦК с гражданами может только видеофиксация процедуры проверки документов или так называемого оповещения (раздачи повесток). Она прописана в законе о мобилизации, который вступил в силу 18 мая прошлого года: «включение портативного видеорегистратора уполномоченными представителями происходит с момента начала исполнения ими служебных обязанностей… а видеозапись ведется непрерывно до завершения выполнения мероприятий». Исключения составляют только случаи, когда в камеру попадает военный объект.
– Однако и строки закона, и утвержденная Минобороны инструкция прописаны так, что не сказано о прямой обязанности военкомов включать бодикамеры во время коммуникаций с гражданами. В большинстве случаев они пользуются этим, чтобы не фиксировать свои нарушения или грубое поведение.
Наш собеседник подтвердил, что нагрудные камеры у них есть, но по желанию их можно не включать.