"Моя работа — убивать. Я не извиняюсь": как экс-президент Дутерте «спасал» Филиппины от наркотиков

Борьба с наркомафией на Филиппинах при президенте  Родриго Дутерте приняла форму массовых убийств, однако общество находило этому оправдание. Но не Международный суд.

gettyimages.com

Родриго Роа Дутерте, бывший президент Филиппин, стал первым азиатским лидером, арестованным по ордеру Международного уголовного суда (МУС) 11 марта. Судьба Дутерте – это история, замешанная на противоречиях, жестокости и популярности. Коротко про – о том, какую цену платит общество за порядок. Или «порядок».

Жесткий мэр и его «эскадроны»

Далекие от нас Филиппины нечасто попадают в сводки новостей, но жизнь там кипит такими страстями, что сериалы снимать можно.  «Две равно уважаемых семьи» - Дутерте и Маркос – были и остаются основными и самыми могущественными политическими династиями страны. И Родриго Дутерте, родившийся 28 марта 1945 года в небольшом городке Маасин, не имел других шансов, кроме как пойти по стопам своих родителей: папа был губернатором провинции Давао, а мама – общественной активисткой движения «Сила народа». Которое в 1986 году свергло диктатора Филиппин Фердинанда Маркоса.

Будущий президент получил юридическое образование, поработал прокурором, а затем, в 1988 году, стал мэром 1,5-миллионного города Давао. Вскоре о методах работы мэра Дутерте узнали все Филиппины, а затем и весь мир: градоначальник объявил войну преступности, в частности наркомафии. Под его руководством в Давао много лет действовали так называемые эскадроны смерти - группы, которые занимались внесудебными расправами над подозреваемыми в наркоторговле, мелкими преступниками и даже беспризорниками.  

Этот подход принес результаты: уровень преступности в Давао снизился, что сделало Дутерте популярным среди местных жителей. Критиковали мэра только родственники убитых и правозащитные организации. Последние считали, что ситуация с потреблением наркотиков на Филиппинах намеренно преувеличена: по данным Управления ООН по наркотикам и преступности, потребление «зелья» на Филиппинах - ниже средних мировых значений. А вот уровень преступности в целом по стране – да, зашкаливает. В ООН подсчитали, что по числу умышленных убийств Филиппины занимают позорное 2-е место в Азии, после Мьянмы.

«Моя работа - убивать»

Получив прозвище «Каратель», Родриго Дутерте пробыл на посту мэра 28 лет и решил баллотироваться на пост президента Филиппин в 2016 году. В его программе не было ничего нового: все та же тема борьбы с наркотиками и преступностью. Его откровенные и провокационные заявления, например: «Я буду счастлив уничтожить миллионы наркоманов, как Гитлер», шокировали мир, но нашли отклик у филиппинцев, уставших от коррупции и беззакония. После клички «Каратель» к нему приклеилось прозвище «Азиатский Трамп» - за популистскую риторику и оппозицию к общепринятым социальным принципам.

«Все вы, кто принимает наркотики, сукины дети, я вас действительно убью! - заявил он огромной толпе на одном из предвыборных митингов. - У меня нет терпения, у меня нет середины. Либо вы убьете меня, либо я убью вас, идиотов!»

На выборах Дутерте одержал убедительную победу, получив почти 40% голосов. Слово свое он сдержал: уже в первые месяцы правления тысячи людей были убиты в рамках его «войны с наркотиками». По официальным данным полиции, за время его президентства с 2016 по 2022 год в антинаркотических операциях погибло более 6200 человек, хотя правозащитные группы, такие как Human Rights Watch, утверждают, что реальная цифра может достигать 30 000, включая жертв внесудебных расправ.

Правозащитники также утверждали, что в «войне с наркотиками» полиция Филиппин сама превратилась в крупнейшую банду страны, а ее жертвами стали «обычные бедняки, никак не вовлеченные в преступную деятельность, или рядовые наркоманы». Тела убитых в назидание другим просто бросали на обочинах дорог.

То ли Дутерте перешел некую грань между защитой народа и безнаказанностью власти, то ли изначально был кровожаден, но кампания расправ с наркоторговцами и наркоманами (либо с теми, кто только подозревался в этом) вышла за пределы борьбы с преступностью и стала инструментом террора политических оппонентов президента. Дутерте договорился до оправдания убийств журналистов на Филиппинах, заявив: «Большинство убитых, буду откровенен, что-то натворили. Их бы не убили, если бы они не сделали что-то не так».

Ни разу Дутерте не изменял свою позицию. «Моя работа - убивать. Я не извиняюсь и не оправдываюсь», - говорил он. Его осуждал практически весь мир, но на Филиппинах его популярность только росла, особенно среди бедных слоев населения, которые видели в нем защитника от хаоса. Президент отрицал обвинения в нарушении прав человека и утверждал, что проблема наркотиков - это вопрос для внутренних правоохранительных органов. Попутно он насмехался над Международным уголовным судом, призывая прокуроров «поторопиться» и заняться им.

Слово президента

Дутерте был главой Филиппин до 2022 года. Незадолго до окончания своей президентской каденции, в мае 2022-го, он раскритиковал вторжение России в Украину и заявил, что он, в отличие от президента России Владимира Путина, «убивал представителей криминала, а не стариков и детей».

«Путин и я - оба убийцы. Я давно говорил вам, филиппинцам, что я действительно убиваю. Но я убиваю преступников, я не убиваю детей и стариков. Мы [с Путиным] принадлежим к двум разным мирам», - заявил Дутерте.

Президентские выборы на Филиппинах в 2022 году прошли напряженно. Сам Дутерте хотел, чтобы на этот пост баллотировалась его дочь Сара Дутерте-Карпио, однако, с другой стороны, те же амбиции проявлял представитель второго влиятельного семейства - Фердинанд Маркос-младший. Сара баллотировалась на пост вице-президента, как и было договорено между тогда еще дружественными кланами.

Но случилось непредвиденное: члены альянса банально разругались по разным причинам – в основном, из-за отличия в подходе к управлению государством. Дело дошло до публичных оскорблений друг друга в эфире телевидения и на митингах, а также в угрозах убийством. В основном, высказывались сам Дутерте и его дочь, при этом избранный президент Фердинанд Маркос-младший помалкивал.

Свое слово он сказал буквально недавно. Ранее Маркос-младший заявлял, что не будет сотрудничать с расследованием МУС по поводу «войны с наркотиками» своего предшественника. И вообще, в 2019 году Филиппины вышли из МУС по указанию Дутерте. Правда, суд напомнил, что обладает юрисдикцией над преступлениями, совершенными в тот период, когда страна была его членом.

И тогда Фердинанд Маркос-младший внезапно объявил, что будет сотрудничать, если МУС попросит взять Дутерте под стражу через Интерпол. В аэропорту Манилы, столицы Филиппин, Дутерте 11 марта и взяли. И отправили в Гаагу, на суд.

Через несколько минут после того, как Дутерте покинул воздушное пространство Филиппин, Маркос выступил с телевизионным обращением, заявив, что «страна выполняет свои юридические обязательства».

Сейчас на Филиппинах яростно выясняют, кто он, экс-президент Дутерте - герой, очистивший улицы от наркотиков, или тиран, ответственный за тысячи смертей. Впереди у него - суд в Гааге, который определит, будет ли он осужден за преступления против человечности. Но даже в заключении Дутерте сохраняет влияние на филиппинскую политику. Его дочь Сара таки решила баллотироваться на пост президента страны в 2028 году. Возможно, некоторые лозунги и мысли отца она возьмет на вооружение. В любом случае, война семейств Дутерте и Маркос на Филиппинах будет продолжаться еще очень долго.