Несколько лет назад предпринимательница Марина Марченко из поселка Шишаки Полтавской области столкнулась с закрытием собственного ресторана, успешно работавшего четыре года в небольшом поселке Шишаки Полтавской области.
Все произошло во время ковида – тогда многим пришлось затягивать потуже пояса. Но Марине было особенно больно оттого, что ресторан был воплощением ее мечты. 15 лет она отработала ведущей мероприятий, наконец открыла свое дело – и вот с приходом пандемии все пришлось начинать заново.
Марина не сдалась. Идея лежала на поверхности: если расхаживать по ресторанам нельзя, люди будут устраивать гастро-праздники дома. Тем более постоянные клиенты, до этого частенько заказывавшие у нее суши, уже имелись. Марина рискнула, хотя выбранные блюда с первого взгляда не специфичные для украинской глубинки, и у нее вышло. Как именно - она рассказала журналисту Коротко про.
Вдохновила дочь - любительница ролов
Сейчас о «маме-сушисте», как она себя представляет при знакомстве, слышали многие. Не только в самих Шишаках и Миргородском районе Полтавской области. А начиналось все именно с маминых роллов еще десять лет назад, которые она готовила для дочери - поклонницы японской кухни. Отсюда и пошло «Мама Сушист», но уже - как торговая марка.
Марина вспоминает: еще с начала ковида стало понятно, что бизнес придется трансформировать в какие-то новые формы.
- В первые дни пандемии интуиция подсказала: надо уже закрываться, а не ждать у моря погоды до того момента, как прогорю, - делится с Коротко про Марина Марченко. – А затем забеременела – у меня с 2021 года было два декрета один за другим. Пришлось перейти на домашний формат работы.
Клиенты постучались тут же – уже была своя наработанная база, знакомая с кухней от Марины.
Сегодня за блюдами от «Мамы Сушиста» приезжают со всего района, а Марина строит свою пока еще мини-империю блюд из разных стран мира. В ее меню уже давно не только суши, но и пицца, шашлыки, овощи-гриль, люля-кебаб и другие блюда.
Гранты на миллион сельским мечтателям дают редко
Со сложностями военного времени женщина справляется, хотя признается: бывает совсем непросто.
Марина выиграла несколько грантов на миллион гривен – такие суммы сельским мечтателям выделяют редко. Закупила оборудование, наняла пять человек на работу. Конечно, поначалу сельские женщины боялись – все же не галушки лепить. Но Марина всему их научила сама.
- Раньше все было на мне – все делала одна, а сегодня непосредственно кухней уже не занимаюсь, - улыбается она. – Также обучаю людей, как построить бизнес с нуля.
- Конкурентов воспитать не боитесь?
- А я с Полтавщины не беру. У меня есть сотни учеников почти из каждой области Украины, Европы. С Полтавщины согласилась учить только одну женщину – жену бойца, который сейчас на передовой.
Марина Марченко объясняет: запустить новый бизнес можно даже во время войны. Главное – выстроить свой бренд. В этом ей помогают соцсети и Тик-Ток, где ее видео собирают десятки тысяч просмотров.
Одно из основных правил – чтобы люди знали, у кого они покупают. Поэтому «мама-сушист» активно ведет соцсети.
- Как сказали одни грантодатели: «В соцсетях вам хочется верить», - отмечает Марина. - Они еще никогда не выделяли столько денег, а это 20 тысяч евро на ресторанный бизнес в селе! Этот грант я вернула за год.
Личность повара важнее блюда
Как ей удалось привлечь большую клиентскую базу в четырехтысячном поселке? Марина отмечает: людей притягивают не столько суши или пицца сами по себе, сколько бренд. Ее уже неплохо знают в поселке, к тому же она никогда не халтурила на кухне. А фразы Марины, брошенные в роликах, которые она выставляет в Тик-Ток, быстро становятся крылатыми в Шишаках: «Очень хочется похудеть, но пока нет ни малейшей возможности».
@mama_sushist #мамасушист #сільськийблогер #золотаваосінь #шишаки #українськийтікток #сушішишаки ♬ оригінальний звук - oleh.volodchenko
- И цену я не уменьшаю, хотя у меня дороже, чем в среднем по местности, - отмечает Марина. – У меня дорогие ингредиенты, лучшая рыба. А недовольным объясняю: суши – это не предмет первой необходимости, я же не хлебом торгую.
Марина уверена: точно так же к ней бы выстраивались очереди и за варениками или галушками.
- Главное: это лицо и душа бренда, - продолжает Марина. - Как сказал мне один мужчина: люди идут не за суши - они идут к тебе. Если не работать над брендом, все, что бы вы ни делали, будет всего лишь на уровне с конкурентами. Одинаково, скучно и безлико.
Как и на все, цены на блюда от «мамы-сушиста» выросли, но прогнозы у Марины оптимистичные.
- Сейчас очень тяжело, но даже в таких условиях мы смогли закупить генераторы, зарядные станции, так что я смотрю в будущее с поднятой головой, - отмечает наша собеседница.
Сейчас Марина расширяет свой бизнес. Есть зона мангалов, торговый вагончик, летняя и детская площадки, беседки. Возможно, также будет хостел. Главная проблема – это деньги на развитие. Но, как говорит "мама-сушист", это не проблема – это задача. И она ее решит.