Возвращение "бригады" или Как рвется к власти Игорь Кривецкий

Спонсор "Свободы" так и не смог подтвердить чистоту своих капиталов.

Ожидание завершения «горячей фазы» войны, а затем и выборов выводит на информационную поверхность полузабытых деятелей, стремящихся откусить свой кусок электорального пирога на фоне военных несогласий и неопределенности условий вероятного мира. Среди таких главный спонсор партии "Свобода", которого некоторые медиа идентифицируют с криминальным авторитетом по прозвищу "Пупс" и "бригадиром" группировки львовского рэкетира Коли Рокеро. Сейчас это серьезный предприниматель с сотнями легализованных миллионов Игорь Кривецкий. Не скрывая своей симпатии к флеру бандитской загадочности, он пытается информационно "застолбить" националистическую нишу. Но также пытается расширить влияние на избирателей умеренно-центристской среды с едва заметными, но стойкими нотками "ватоватости". Именно такие, по всей вероятности, будут голосовать на предстоящих выборах за Виталия Кличко под дудку его спонсоров из запрещенной партии ОПЗЖ.

Косплей из российского кино

В начале 2000-х в России и в постсоветских странах, включая нашу, большую популярность приобрел сериал "Бригада", который романтизирует бандитские порядки 90-х, легкий путь к деньгам и власти через преступность и безнаказанность. Главный герой Саша Белый постепенно пытается легализоваться в обществе, из криминального авторитета превращаясь в "уважаемого человека" и даже - депутата Государственной думы. Формируется некий образ “парня из народа”, который, несмотря ни на что, так и не смог отбросить бремя прошлого и погибает после очередной криминальной разборки.

Достаточно похожую историю, правда это или нет, связывают с человеком, который в 2019 году занял второе место в рейтинге самых влиятельных львовян – Игоря Кривецкого. Речь идет о лице, которое в оперативных сводках 90-х называлось не иначе как "Пупс", вместе с криминальными авторитетами Владимиром Дидухом, более известным как "Вова Морда" и Николаем Лозинским - Колей Рокеро) наводило ужас на бизнес западнее Збруча, забирая под себя лакомые куски неприватизированной недвижимости, земельных участков, заброшенной и работающей индустрии, торговый и посреднический бизнес.

И все это – под лозунгами развития "единственно правильной националистической партии", в рядах которой Кривецкий в 2012 году получил мандат народного депутата в Верховной Раде. Революция достоинства, из которой "Свобода" вышла одним из победителей-бенефициаров, подарила Кривецкому еще больше, чем ограниченную законодательную власть в парламентской фракции, которая синхронно голосовала с провластным большинством Януковича и, похоже, была одной из костылей, на которую опиралась тогдашняя власть ради легитимизации собственных действий.

Теперь он получил еще и львиную долю в исполнительной власти, ведь именно Кривецкий лоббировал назначение в новое постреволюционное правительство министра экологии Андрея Мохника, министра аграрной политики Игоря Швайко и генерального прокурора Олега Махницкого. Это позволило определенное время контролировать перераспределение разрешений на разработку недр, где у Кривецкого и его партнеров были значительные интересы, блокировать введение прозрачного рынка земли, а также защищать таких политиков из группы Фирташа от европейских санкций.

После провала "Свободы" на досрочных выборах 2014 года, когда в сессионный зал попали только 6 мажоритарщиков, а сам Кривецкий потерял мандат, партия сконцентрировалась на работе в местных советах в западных регионах, цементируя националистический электорат и участвуя в борьбе за должности, которые направила в общину реформа децентрализации

С тех пор Кривецкий начал активно избавляться от своего прошлого имиджа, превращаясь в солидного бизнесмена в глазах медиа и общественности. В комментариях для СМИ как в 2014-м, так и в 2024-м он категорически отрицает свою связь с «Пупсом» и рэкетом вообще.

Однако даже свой ключевой актив – огромный пятизвездочный медико-курортный комплекс "Эдем Резорт" он построил благодаря скандальной и схеме вывода земель участников АТО/ООС по их пользованию. А потом – превратил этих же участников, а именно несколько созданных общественных организаций, в инструмент влияния на местную политику, регулярно используя их для давления на местные власти и конкурентов по бизнесу. По состоянию на конец 2024 г. Кривецкий оброс многочисленными земельными активами, коммерческой и жилой недвижимостью, активами в перерабатывающем секторе и даже долей в литиевом месторождении на Кировоградщине.

Что касается происхождения средств на эти активы, до сих пор остается много открытых вопросов. За 10 последних лет главный спонсор Свободы так и не дал на них прямых ответов. В том числе, во время последнего громкого трехчасового интервью Дмитрию Гордону, где рассказывал о своей "незаменимой" роли в Революции достоинства, своем видении развития Украины (так, как владелец нескольких гостиниц и хлебозаводов имеет достаточную широту взглядов и политического опыта из задней лавы Львовского облсовета), чтобы формировать такое видение). Кроме того, Кривецкий также четко обозначил и новый горизонт политического планирования – президентская кампания, в которой он сделает ставку на Виталия Кличко.

Ставка на боксера

Почему Кличко? Во-первых, возможно, Кривецкого, как и Сашу Белого из Бригады тянет к людям ментально близких по прошлому опыту. Ведь сотрудничество братьев Кличко с « авторитетными людьми » в начале их спортивной карьеры ни для кого не секрет. Следовательно Кривецкий вполне может найти общий язык со столичным головой, не выходя за пределы базового словарного запаса рядового "бригадира" или "смотрящего" за Стрыйским рынком.

Во-вторых, Кличко и Кривецкого связывают также партнеры, которых привычно считать пророссийскими. А именно группа Дмитрия Фирташа, в интересах которой, по одной из версий, в 2012 году "Свободе" позволили преодолеть проходной барьер и стать парламентской политической силой. Опустим здесь совместный бизнес Фирташа и матери Кривецкого в столичном элитном бизнес-центре, лоббирование "Свободой" блокирования добычи сланцевого газа в интересах группы Фирташа или поддержку большинства выгодных Партии регионов голосований в парламенте 2012-2014 годов. Даже записи о получении представителями "Свободы"денег из "амбарной книги" регионалов можно оставить в покое и отдать на суд исследователям истории. Так же, как и договоры аренды, по которым Кривецкий сдавал помещение главному управлению Сбербанка России в центре Львова, когда нападение на Донбасс уже шло полным ходом.

Сегодня же Кривецкий имеет совместный бизнес с фигурантами уголовных дел о злоупотреблении со средствами на строительстве Подольско-Воскресенского моста (речь о Вячеславе Эберле, чьи компании участвовали в схемах), тесно взаимодействует с одним из "столпов" ОПЗЖ и "партнеров" Кличко на столичном "рынка" незаконной застройки Вадимом Столаром. А история о том, как генпрокурор Махницкий не подал на утверждение европейцам фамилию из группы Фирташа на санкции – останется надолго запечатленной в анналах.

***

Итак, что имеем в сухом остатке? Под флагом националистической партии "Свобода", представители которой преданно защищают Украину на фронте, к властным коридорам пытается вернуться миллиардер с сомнительным прошлым, не способный объяснить происхождение своего состояния и активов. Как тот герой из «Бригады» он пытается показывать себя «юношей из народа», опираясь на схемы и методы 90-х годов. При этом ставку делает на одного из наиболее вероятных соперников нынешней власти.

Возникает несколько вполне резонных вопросов. Готовы ли граждане привести человека с менталитетом 90-х годов к власти в середине 2020-х? Или все же время таких деятелей безвозвратно прошло и любые намеки на возможные непрозрачные или необъяснимые доходы и схемы должны быть запретительным знаком даже для приближения таких людей к политике?

Какова должна быть реакция общества в разгар полномасштабного кремлевского вторжения на факты прямого сотрудничества якобы "националистического" предпринимателя и политика с политсилами и бизнесменами, относящимися к пророссийским? Насколько высок порог толерантности, чтобы позволить через 12 лет наступить на те же грабли, когда под подобием "национализма" в парламент провели будущую опору для диктаторского режима?

Готовы ли правоохранительные, налоговые, антикоррупционные органы дать объективную оценку происхождению состояния и нынешнему образу жизни бывшего "бригадира", а также подтвердить полное очищение его прошлого от криминального шлейфа? Или же ссылки на сроки давности и сложные времена снова позволят избежать ответственности? И в конце концов, насколько готовы политики, хоть немного видящие свое будущее в послевоенной Украине, связывать себя финансово с человеком, который на практике показал свое отношение к ценностям и принципам, умножив их неоднократно на ноль.