Не право, а обязанность. Как должны работать суды присяжных в Украине – мнение юристов

Депутаты приняли за основу законопроект, ожидавший своей очереди четыре года.

sud.ua

Через четыре года народные депутаты таки добрались до законопроекта о суде присяжных, который был внесен в Раду в июле 2020-го, и проголосовали его в первом чтении. В пояснительной записке говорится, что документ базируется на европейском опыте и значительная часть граждан Украины связывает с ним свои надежды на справедливое решение своей судьбы народными представителями, а не судьями, как носителями государственной власти. На чем основываются такие надежды и насколько они реалистичны - узнавала журналист Коротко про.

На кого выпадет жребий

Институт присяжных был задекларирован в редакции Конституции Украины от 1996 года, а введен в 2012-м – с введением в действие нового Уголовного процессуального кодекса. Однако с тех пор он много раз подвергался критике, поскольку фактически подменял собой институт народных заседателей и фактически не оказывал влияния на приговоры. Трое присяжных, как правило, соглашались с решением двух профессиональных судей.

Еще одна проблема заключалась в том, что согласных стать присяжными приходится искать днем ​​с огнем, потому что не привлекали ни малые деньги, ни перспективы отлучаться с работы. Присяжные заседают исключительно по делам, где грозит пожизненное лишение свободы, а желающих выслушивать жуткие подробности двойных убийств или убийств в сочетании с изнасилованиями находилось немного.

Законопроект №3843 изменяет систему отбора в состав присяжных. Руководители предприятий, учреждений и организаций обязаны будут предоставить информацию о своих кадрах в теруправления Государственной судебной администрации, которая составит списки кандидатов в присяжные. Отбор будет производить автоматизированная - «слепая» - система с подтягиванием Реестра избирателей и других реестров. Удаленно это сравнимо с мобилизацией: на кого выпал жребий, тот обязан выполнить конституционную обязанность.

Освободить от него могут только серьезные обстоятельства, например декретный отпуск или судимость. Безосновательный отказ быть присяжным будет караться штрафом, равно как и отказ работодателя высвободить человека для участия в судебных заседаниях (в другом законопроекте, который летом был принят за основу, речь идет о суммах от 3 400 до 2 112 грн). При этом долг не снимается.

- Такая же система действует и за рубежом, - говорит кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института государства и права НАН Украины Николай Серый. – Участие представителей народа в правосудии – это не желание, а именно обязанность. Присяжных выбирают путем автоматической жеребьевки из жителей судебного округа. Это значительно более широкая территория, чем, допустим, один район Киева. Такие округа должны быть определены и в Украине.

Как будут распределяться полномочия

Как по нынешним, так и по будущим  правилам, присяжными не могут быть чиновники, депутаты всех уровней, военные, полицейские, прокуроры, спецслужбы, юристы, адвокаты, нотариусы. Это также мировая практика – вершители судеб не должны представлять государство или силовые структуры. Сейчас в Украине поиск кандидата сужает еще возрастной ценз: от 30 до 65 лет. В законопроекте, по крайней мере первом его чтении, верхняя планка снята, а нижняя опущена до 21 года.

Радикально изменилась формула состава суда присяжных. Вместо 3+2 (трое от народа и два профессиональных судьи) должны быть 8+1: Скамья присяжных из восьми человек и один профессиональный судья.

Роль присяжных:

Роль профессионального судьи:

Важно! Обвинительный приговор может быть обжалован в апелляционную и кассационную инстанцию ​​по трем причинам: нарушение процедуры формирования Скамьи присяжных, нарушение процессуальных норм, строгость назначенной меры наказания. Оправдательный приговор можно оспаривать только на основании нарушений в формировании Скамьи присяжных. То есть прокуратура лишается права защищать «честь мундира», сочиняя апелляции на каждое оправдание.

- Оправданный судом присяжных человек на самом деле может быть и  виновным. Но об этом узнаем, например, вы и я. Если обвинение с точки зрения присяжных не было убедительным, то все вопросы к прокурору могут быть только по месту его службы: отвечает ли он своей должности, если передал в суд дело, не содержащее безоговорочных доказательств вины. В европейском судопроизводстве вообще не принимаются такие понятия, как «неустановленное лицо», «в неустановленное время», «неустановленный предмет» и т.п., - отмечает Николай Серый.

Недешевая реформа

Кроме наказаний за пренебрежение обязанностями присяжные будут иметь и мотивацию к их исполнению. За ними будет сохраняться основное рабочее место, им будет начисляться стаж, на них будут распространяться гарантии неприкосновенности судей. Выплачивается вознаграждение, которое будет рассчитываться исходя из должностного оклада судьи местного суда (в настоящее время это чуть более 63 000 гривен). Но будут платить не за полный месяц, а только за дни, когда проводятся судебные заседания. Также предусмотрены средства на проезд в суд и обратно, компенсация съема жилья в случае такой необходимости и суточные на время командировки в суд.

Переходные положения предполагают, что когда закон вступит в силу (а прошло, напомним, только первое голосование), в первые два года присяжные будут заседать только по делам, где предусмотрено пожизненное заключение. Затем их полномочия перейдут и на другие виды преступлений. Поскольку количество участников процессов расширится, предполагается необходимость построить новые, перестраивать, достраивать действующие суды.

В пояснительной записке фигурируют десятки миллионов и миллиардов гривен, которые должны закладываться в государственный бюджет. Откуда возьмутся эти деньги и хватит ли их на полноценную реформу, вопрос открыт.

Но основная проблема даже не в деньгах. А в том, что экономная, сконцентрированная, взвешенная европейская модель суда присяжных не налезает на нашу раздутую, размытую, неторопливую систему.

Как зрители на спектакле

- Желательно ли для Украины вводить полноценный суд присяжных? Категорически да. Правильно построенная система правосудия предполагает распределение ответственности между обществом и официальными властями. Эта конструкция проверена веками. Готов ли украинский народ брать на себя такую ​​ответственность? Если в 1996 году, когда принималась новая Конституция, еще могли быть сомнения, то теперь их нет. Но все ли так просто: приняли закон, набрали людей, построили несколько судов, и готово? Не будет готово. Чтобы народ мог полноценно себя реализовать, должны действовать правильные процедуры, – говорит Николай Серый.

Настоящий суд присяжных, по объяснению эксперта, не может работать в режиме, когда дело рассматривается 5 лет.

– За границей это происходит максимум за месяц. Даже когда в деле несколько фигурантов и эпизодов. Английская, американская модель делит суд присяжных на две части – Большое жюри и Малое жюри. Большое предварительно оценивает дело, есть ли в нем предмет для рассмотрения. На этом этапе дается рафинированный выжим произошедшего. То есть прокуроры не приносят 100 томов и говорят: читайте. Нет. Прокурор выходит и через час–два излагает суть и главные неопровержимые доказательства. Сторона защиты именно эти доказательства должна опровергнуть до нуля. Если у прокурора не будет контраргументов, дело не допускается в суд. Так из пяти дел два могут быть закрыты уже на этом этапе.

Следующий этап – это рассмотрение по существу

– Суть состоит в том, что все оценивается по режиму непосредственности и непрерывности, – объясняет наш консультант. – Нельзя так, что послушали дело неделю, а потом все уезжают в отпуск и все забывают. Присяжные как зрители на спектакле – они видят действие за действием, имея перерывы только на прием пищи и передышки, и формируют для себя впечатление. Не бывает так, что сегодня слушаем одного свидетеля, а через неделю или месяц вызываем другого. Все свидетели находятся в соседней с судом комнате и допрашиваются друг за другом, перекрестно в компактном режиме. Если у следствия и стороны защиты имеется 40 или 50 свидетелей, определяется разумное количество тех, кто может предоставить наиболее точную информацию. Суть в том, что присяжный, не являющийся профессиональным юристом, воспринимает событие в суде как в обычной жизни и думает, правильно это или неправильно. Большего от него не требуется.

Чтобы построить такую ​​модель, которая будет действительно эффективной, нам нужно если не ломать, то по крайней мере основательно перебирать нашу судебную систему и выжимать из нее воду.

Не только для пожизненно заключенных, но и не для всех

Украинский законопроект не предусматривает фильтр в виде Большого жюри. Однако убирается нынешняя норма, когда списки присяжных утверждаются на три года и у них есть время подружиться с судьями. Предполагается, что новая Скамья будет формироваться под каждое отдельное дело. Отсюда опасения: хватит ли «мобилизационного ресурса» присяжных, особенно когда они будут браться за дела не только пожизненно заключенных.

- Суд присяжных не может быть судом только пожизненников, потому что тогда систему оценки по шкале мы переводим в черный сегмент, и она не будет работать со ссылкой на обвинение. Система оценки должна быть сосредоточена на среднем сегменте. Суды присяжных не рассматривают все дела. Они собираются только по тяжким преступлениям, если говорить о сроке наказания, это 8-10 лет. Установлено, что именно такой срок ломает человека неотвратимо. О суде присяжных просит сам обвиняемый, надеясь, что его лучше услышит народ, чем судья, олицетворяющий государство, - объясняет Николай Серый.

Юрист отмечает, что не во всех случаях следует обращаться в суд присяжных.

– Жизненные ситуации часто очень запутаны. Объяснить некоторые можно только сложным юридическим языком, который поймет профессиональный судья, но не поймет сантехник или врач в составе присяжных. Подозреваемому об этом, как правило, сообщает адвокат. Кроме того, адвокаты, выступающие в суде присяжных, имеют самые высокие гонорары. Ибо одно дело выступить перед профессиональным судьей с бумагами, которые профессионально написал помощник, а другое – излагать факты перед присяжными на точном, всем понятном языке, затрагивая еще и чисто человеческие эмоции.

В правильно сложившейся модели, говорит юрист, не может быть много суда присяжных. Это не отдельный трибунал, а составляющая судебной системы.