Старые модные эпохи – это то, что привлекало Софию Голец из Бахмута всегда. Роскошные балы, королевские приемы – хотелось соприкоснуться с ними хотя бы посредством нарядов тех времен. Благо их еще можно достать, хоть и непросто. О том, откуда появилось подобное увлечение и как переселенка из Донецкой области возрождает коллекцию в Житомире - в материале Коротко про.
Ткани передавали из Франции
София признается, что тяга к костюмам и созданию образов у нее была с детства, но разгорелось желание преображаться, когда в старом сундуке нашла бабушкины наряды. Бабушка Галина Александровна замечательно шила: и ее дети, и сама София не раз щеголяла в роскошных по тем временам платьям, которые можно было только создать самому – не было в то время такого ассортимента в магазинах.
- Платья поразили меня – они были невероятно красивые, - вспоминает в разговоре с Коротко про София Голец. – Ткани бабушке передавала родственница из Франции. Таких в Советском Союзе не было.
Бабушкины платья стали первыми в будущей коллекции винтажных нарядов. В них же София победила в первом фотоконкурсе, на который ее пригласили в Бахмуте.
Бросила родной город, пахнущий абрикосами
София, мама ученика начальных классов, хорошо помнит апрель 2022 года. Война уже стучала в окно, замыкая в кольцо ее микрорайон. Ей было непросто собрать пожитки и покинуть город детства, пахнущий абрикосами. Они как раз были в самом цвету.
София никогда не мечтала о заморских странах и европейских столицах – вся ее жизнь была связана с Бахмутом. Но испуганные глаза сынишки подтолкнули к этому шагу: надо уезжать. Конечно, не навсегда, но недельку-другую где-то надо пересидеть. Так тогда думали почти все. В Бахмут они больше не вернулись – уже некуда.
Десятки платьев, собранные за годы увлечения ретростилем, остались на Донбассе. Перед прощанием с городом София отдала их на хранение разным знакомым: так больше вероятности, что хоть что-то сохранится.
Ехали пересидеть войну, а не в эвакуацию
А на днях исполнится два года тому сокровищу, которое София успела спасти от войны, даже не подозревая, что является хранительницей чего-то гораздо более ценного, чем коллекция старинных платьев. Это – ее младший сын Максим. О беременности она узнала по пути в никуда – в эвакуацию, которая начиналась как поездка «куда-то пересидеть пару недель».
Тогда радостная, но совсем несвоевременная новость добавляла еще больше тревог. Отдушина, коллекция винтажных платьев, осталась за заревом гибнущего Бахмута. С одной стороны – ерунда, а с другой – разве на ерунду человек бы стал тратить треть жизни? Но судьба рассудила иначе. В октябре, за месяц до рождения сына, в Житомир приехала посылка из Бахмута. София открыла коробку – и ахнула: там было одно из ее платьев!
- Это было действительно чудо, - вспоминает София Голец. – Я плакала и обнимала его, как лучшего друга. Человек в последний момент выезжал – в октябре в Бахмуте уже шли сильные бои, и случайно бросил платье к остальным вещам. Видимо, перепутали с постельным бельем – это белое нейлоновое платье 1960-х годов. Его хранили в подвале.
- Найти такое изделие тех годов очень сложно, - продолжает владелица коллекции винтажных нарядов. – Я очень люблю его – оно подходит почти к каждой фотосессии. Оно, скорее, театральное, а не свадебное – не соответствует моде тех времен. Тогда носили лаконичные платья-футляры, без лишнего декора, часто – без рукавов. Юбки – до колена, приталенный силуэт, геометрический крой.
София хорошо знакома с модой старых времен – училась на культоролога, проходила историю костюма.
Возрождение потерянной коллекции
Это платье – единственное сохранившееся из коллекции, но именно оно подтолкнуло Софию начать собирать винтажные платья заново.
- Совершенно случайно мне также удалось спасти нитку бабушкиного жемчуга – автоматически бросила ее к вещам, - отмечает София. – Это все, что у меня от нее осталось. Бабушка умерла уже в Житомире, она выезжала позже нас.
Следом за посылкой из Бахмута прилетел еще один ящик с винтажными сокровищами – из Лос-Анджелеса, от коллеги по увлечению.
- Мы ни разу не виделись, лишь общались в интернете – состоим в одном международном сообществе, - отмечает София Голец. – Оксана – волонтер, она помогает Украине. Присылала девушкам множество дорогих подарков, может себе позволить подарить сумочку 1900 года… Теперь она продает винтажные вещи на аукционах и за эти деньги покупает нашим ребятам берцы и прочее. Хотя сама она не украинка. Ей удалось по-женски, интуитивно угадать, как меня поддержать, хотя я не просила. Она знала, что я действительно потеряла все – ведь мы не ехали в эвакуацию, мы ехали «пересидеть» и почти ничего не брали. Прислала платья с комментарием «для поддержки боевого духа и настроения».
Позже София узнала: возвращаться больше некуда, да и незачем – наверняка все сгорело, а что осталось – тлеет среди развалин или аварийных стен многоэтажек Бахмута.
Спасают ретро-барахолки за рубежом
София отмечает: ей нравятся наряды конца XIX-XX веков, 20-30-е годы – золотая эпоха Голливуда, 1950-е - эпоха Кристиана Диора, которая пришла после суровых времен Второй мировой, 1960-е. Но найти такие старые платья, которые бы сохранились в нормальном состоянии, большая сложность.
- Это время, когда женщине, после тяжелого военного периода, наконец дали себя почувствовать женщиной, - говорит София Голец. – Действительно роскошные платья, их трудно достать. Мне повезло: у меня есть наряд из Америки 1980-х годов, выполненный в стиле Диор 1950-х.
В ее коллекции большинство нарядов – это костюмы 1980-х из Франции, Великобритании и США, которые, впрочем, тоже достать непросто – обычно их передают из поколения в поколение, как, например, коллекционные машины.
Жемчужиной коллекции в Бахмуте София Голец считала свадебное белоснежное платье 1970-1980-х годов. Оно осталось дома. Девушка не лелеяла надежд найти похожее: чтобы свадебное полувековое платье дожило до наших времен в пригодном состоянии – большая редкость. И снова чудо – к Софии попал другой праздничный наряд именно тех лет.
- Кто-то считает это лохмотьями, но есть люди, которые знают цену таким вещам, - объясняет София. – Их тяжело достать потому что часто они передаются из поколения в поколение. Яркий пример: королева Елизавета. Ее внучка, принцесса Беатрис, выходила замуж в платье королевы 1967 года.
Сегодня София Голец – уже довольно известная ретро-модель и коллекционер в Житомире. Здесь старинными костюмами увлекается всего несколько человек, причем не женщины, а мужчины. София уже снялась в серии фото в доме-музее Сергея Королева – одного из основателей мировой космонавтики. Наряды – соответствующие обстановке. Также только завершились сьемки в стиле Голливуда 20-30-х годов, который называют его золотой эпохой. Платьями не только она пользуется - сдает напрокат, но ради искусства готова дать иногда бесплатно.
Уже на новом месте София Голец выиграла два гранта – на фотоаппарат и обучение фотоделу. Сейчас начала собирать капсульную коллекцию будуарной винтажной одежды.