Целые сутки соцсети разражались возмущением: в стране война, а правительство собирается менять светофоры! И из-за чего? Из-за оттенка зеленого света! Видите, просто зеленого уже мало, захотелось изумрудного. Что угодно придумывают, чтобы осваивать средства, которые не хотят тратить на оборону… Страсти окончательно не утихли даже после разъяснений первого заместителя руководителя Департамента патрульной полиции Алексея Белошицкого, уверяющего, что речь идет только о стандартах для будущих реконструкций и строительств дорог, и никто действующие светофоры менять не собирается.
Сейчас такое время, что власти нужно быть очень оперативной в разъяснении новостей. Ибо неудачно озвученная сразу трактуется сквозь призму коррупционных скандалов. Но светофоры не только потому тронули нас за живое. Это часть нашего бытия, которая ассоциируется с безопасностью. Журналист Коротко про глубже погрузилась в тему.
Большинство водителей разницы не заметят
Новые стандарты должны быть введены в действие с 1 мая следующего года и будут касаться трех производителей, снабжающих Украину светофорами.
– Технологически это очень просто, – рассказывает Сергей Богдан, заместитель директора по сбыту ООО «Многопрофильное предприятие АТИЛОС», производящее светотехническую продукцию. – Все производители используют светодиоды, светящиеся в определенном спектре. Вводится новый стандарт – меняется цвет светодиода.
Зеленый имеет много оттенков, в частности изумрудный, происходящий от названия ценной разновидности берилла. Википедия трактует его как "синевато-зеленый цвет, полупрозрачный, с сильной насыщенностью и яркой стекловидной визуальной текстурой". Считается, что такой оттенок будет более заметен на дороге и будет лучше восприниматься водителями. Автомобилисты с многолетним стажем, правда, иронизируют, что видели ДТП, где виновники уверяли, что не заметили красного света светофора, но ни разу никто не жаловался, что не заметил зеленого.
– Дело не в том, – объясняет Сергей Богдан. – В Украине имплементированы технические нормы Евросоюза, а там заложена именно такая длина светового потока, которая дает изумрудный оттенок. Мы подводим свои стандарты к этим нормам. И это не так делается. Обсуждения продолжались несколько лет, и наше предприятие участвовало в них.
По мнению нашего собеседника, шум поднят рано. Самого приказа Украинского научно-исследовательского и учебного центра проблем стандартизации, сертификации и качества мало, чтобы новый стандарт считался действующим.
- Если внесли изменения в ГОСТ, то нужно постановление Кабмина, к которому будет прилагаться новый государственный стандарт. ГОСТы бывают обязательными и необязательными для выполнения. В прошлой редакции ГОСТ был обязательным, – объясняет Сергей Богдан.
Не видят в этом проблемы и другие эксперты.
– Никакой революции не произойдет. Светофоры выходят из строя и нуждаются в замене. Когда стандарт заработает, вместо поломанных будут устанавливать новые. Если на одном перекрестке будет зеленый свет, а на следующем – его изумрудный оттенок, большинство водителей даже не обратят внимания на разницу, - считает эксперт по безопасности движения адвокат Вадим Володарский.
Интересно, что революционные изменения наши светофоры должны были пережить в 2018 году. После нескольких резонансных ДТП в аварийности на дорогах обвинили… желтый свет. Совсем отказаться от него предложил тогдашний заместитель министра инфраструктуры Юрий Лавренюк. Но дальше дискуссии «за» и «против» реформа дорожного движения не сдвинулась. Ибо тогда реально должны были провести замену всех светофоров.
Через дорогу переводит… Карл Маркс
Если «изумрудный» светофор можно считать нашим мини-шагом в Евросоюз, то в разных странах мира светофоры служат не только регуляторами движения, но и своеобразными достопримечательностями, визитками отдельных городов. К примеру, в Дрездене на светофоре освещается молодая девочка с косичками. В Берлине – мужчина в шляпе, имеющий собственное имя – Ампельманн. Берлинцы очень этим гордятся. Также в Берлине есть светофор с 13 разными сигналами. Человек, впервые оказавшийся перед таким чудом, разобраться в них не способен. Поэтому прохожим помогает специально приставленный к прибору полицейский.
В немецком городе Трир можно найти светофор с узнаваемым изображением Карла Маркса. Автор "Капитала" родился в этом городе, и устройство установили в честь его 100-летия. В Бонне – родине Бетховена - есть светофор с лицом великого композитора. В Вене некоторых моралистов шокируют светофоры, на которых изображены двое мужчин. Они уходят или стоят, держась за руки под сердечком, что символизирует однополую любовь.
В испанском городке Саламанка придумали светофор для пешеходов, которые не могут оторваться от смартфонов – встроить светодиоды в дорожное покрытие. Зеленый или красный свет вспыхивает у любителей смартфона прямо под ногами. В Южной Корее позаботились о дальтониках – секциям светофора придают разные фигурные изображения. Специальная технология позволяет воспринимать красный свет как оранжевый оттенок, а зеленый – как синий.
К слову, синим в свое время был разрешающий сигнал светофоров в Японии, но потом его перевели на зеленый, потому что глазам так приемлее. Но по привычке японцы до сих пор говорят на зеленый – голубой.
Один в мире вверх ногами
Установка светофоров разрешается как вертикальная, так и горизонтальная. Но есть одно правило: красный свет, то есть сигнал опасности, должен иметь преимущество. При горизонтальной установке он первый слева, при вертикальной – сверху над красным. Так принято во всем мире. Исключение составляет только американский городок Сиракьюс, точнее его район, населенный выходцами из Ирландии.
Светофор здесь был установлен в 1925 году, как положено. Но произошло непредвиденное – жители регулярно разбивали указатель, бросая в него камни. Через три года попыток навести порядок муниципалитет получил от штата Нью-Йорк разрешение перевернуть светофор вверх ногами. И все успокоились. Ирландцы воспринимали господство красного цвета над зеленым как владычество Великобритании на Ирландии. И добились, чтобы, по крайней мере, в Америке это было наоборот.
В память о тех событиях один из парков мятежного городка назван в честь метателей камней. Им даже установленный там памятник.
Немного фактов истории
Первый светофор был установлен 10 декабря 1868 г. в Лондоне у здания парламента, чтобы защитить депутатов от лошадиных бричек. Его изобретателем стал специалист по железнодорожным семафорам Дж. П. Найт. Прибор также имел два семафорных крыла. В горизонтальном положении они означали «стоп», а опущенные под углом 45° - движение с осторожностью. В темное время суток зажигался вращающийся газовый фонарь, подавая сигналы красного и зеленого света. Через три недели фонарь взорвался, ранив полицейского, который им руководил. На новый светофор британцы отважились только 50 лет спустя.
Первая автоматическая система светофоров была запатентована в 1910 году Эрнестом Сирином из Чикаго. Его устройство использовало надписи «Stop» и «Proceed», но не подсвечивалось.
Изобретателем первого электрического светофора считают Лестера Вайра из Солт-Лейк-Сити. В 1912 году он разработал светофор с двумя круглыми электрическими сигналами красного и зеленого света.
Трехцветные светофоры впервые появились в Детройте в 1920 году.
В Европе аналогичные дорожные регуляторы появились в 1922 году в Париже на пересечении улицы Риволи и Севастопольского бульвара, а также Гамбурге на площади Стефана. Через пять лет похвастаться таким смог британский город Вулвергемптон.
В Украине первый светофор был установлен в 1936 году в Харькове.