10 тысяч чашек на арт-резиденцию: ветеран из Хмельницкой области производит их из донецкой глины

У Николая Величко есть цель - открыть арт-пространство, в том числе и для реабилитации военных.

ФБ Николапоттер

На изготовление одной чашки нужно аж месяц. Так говорит сейчас гончар, а в прошлом военный Николай Величко. Про особую глину из самого Славянска, о том, сколько его изделий разбилось за все время акции и как работа за гончарным кругом может помочь ветеранам - читайте в материале Коротко про.

Большая мечта Величко

Авторская чашка за 590 гривен.

- Не так уж дорого, ведь это ручная работа, - объясняет Коротко про автор чашек гончар Николай Величко.

На самом деле во всем мире ценится ручная работа, крафтовые вещи в единственном экземпляре. Но работы Николая Величко имеют еще одну важную ценность: все средства от продажи мужчина вкладывает в собственную арт-резиденцию в селе Григоровка на Хмельнитчине. Говорит, что там будет пространство для реабилитации ветеранов.

Мечта Величко подходит его фамилии: действительно великая. А если серьезно, то, мягко говоря, не из дешевых. Поэтому мужчина поставил цель - создать и продать 10 тысяч чашек и таким образом собрать необходимые средства на проект.

– До окончания акции осталось изготовить 600-700 штук, – рассказывает гончар.

Подсчитываем доход от продажи изделий.

Так вы уже гривневый миллионер? Есть средства на арт-пространство? – спрашиваем.

- Что вы там насчитали за сумасшедшие суммы, - звонко смеется гончар Николай. – Какие там миллионы…

И объясняет: уже почти готово два этажа арт-резиденции. На первом этаже будет мастерская, на втором – две гостевые комнаты. Правда, стоит только «коробка» здания, надо полностью сделать внутренние отделочные работы. А средств не хватает, ведь мастеру пришлось приобрести мощный генератор, благодаря которому работает его электропечь, где выжигаются изделия. А еще нужно постоянно покупать материалы для поделок.

– Например, для глазури идут только компоненты из-за границы, – объясняет Николай Величко. – Изготовляю их по своим авторским техникам. Такая полива после застывания напоминает стекло. И абсолютно безопасна для человека, совместима с пищевыми продуктами. А глина, из которой изготовляю чашки, это наша родная - с Донетчины. Вот посмотрите на эту светлую массу (мнет в руках кусок глины. – Авт). Это из Славянска. Там до сих пор работает производство глин.

Представьте: в нескольких километрах от линии фронта, под ежедневными обстрелами добывают глину, которая едет почти через всю Украину в Хмельницкую область к Николаю Величко.

Крепкие, как камень

Гончар тщательно вымешивает донецкую глину с местными материалами, песком и полевыми шпатами и приступает к работе за гончарным кругом. Через некоторое время из мягкой массы вырисовываются очертания будущей чашки, из которой, возможно, будут пить кофе, чай или компот или она украсит полку серванта или кухни.

– На самом деле мои чашки действительно особенные, – утверждает Николай. – Это не обычная глина, а правильно говорить - каменная масса. Такую керамику следует выжигать только при высоких температурах. У меня это больше 1200 градусов. Изделия прочнее обычных глиняных. За все время моей акции знаю только о двух случаях, когда чашки разбились. Они действительно крепкие, как камень.

- То есть, если я вздумаю испечь в вашей чашке мафин, то чашка не треснет в печи? – спрашиваем.

– Обещаю, не треснет, – утверждает гончар. – Какие-то 200-250 градусов в духовке и не отметятся на моей кружке.

Кстати, интересна форма чашек Величко, некоторые из которых немного заужены доверху. Мастер говорит, что именно такая форма более удобна для питья. И еще один немаловажный момент. Покупать чашку у Величко – это своего рода аттракция, своеобразный сюрприз. Мастер сам решает, какой формы и цвета чашка отправиться заказчику, хотя и прислушивается к пожеланиям. А еще вместе с чашкой отправляет покупателю сертификат и приглашение в будущую арт- резиденцию.

Народное ремесло лечит душу

Это сейчас Величко может часами рассказывать о глине и глазури. Хотя по специальности учитель физкультуры, работал журналистом, фотографом.

- Вот примерно в то время, когда я фотографировал свадьбу, мне хотелось чего-то такого особенного для души, - вспоминает. - Однажды познакомился с местным гончаром, и меня глина так увлекла. Начал интересоваться изготовлением керамики. Самостоятельно дело шло тяжело, обратился за помощью. И мой учитель гончарного дела помог мне, как говорится, поставить руки, развить тактильную память, научил выполнять определенные действия с глиной.

Также начинающий гончар пополнял свои знания информацией из интернета, много общался с другими умельцами, интересовался их опытом. И дело пошло.

До начала полномасштабного вторжения Николай Величко уже более 10 лет изготавливал из глины разнообразную посуду. Но после 24 февраля 2022 г. приостановил свою деятельность. Ушел добровольцем на фронт.

– Был на Запорожском направлении, – вспоминает ветеран. – Всякое было… Это война. А в прошлом году вернулся домой, по семейным обстоятельствам. С этого времени и начал развивать свой арт-проект. Очень хочу, чтобы ветераны могли приехать ко мне, поработать с глиной.

Кстати, сейчас у Величко есть помощник, который сам недавно вернулся с фронта. Говорит, работа с глиной действительно помогает парню.

– Я не хочу говорить, что глина забирает какой-то негатив, нет, – объясняет мастер. – Более того, по своему опыту советую ребятам, вернувшимся с «нуля», пробовать любое творчество. Можете рисовать? Рисуйте! Лепить? Лепите! Любое народное ремесло – это определенное действие, движение, развивающее мелкую моторику, мышление, воображение, отвлекает от темных мыслей.

И все же война не дает о себе забыть в далекой от линии фронта Хмельницкой области. Село Григоровка, где стоит мастерская гончара, находится недалеко от Староконстантинова. Город известный на всю Украину тем, что его «облюбовали» враги: "прилеты" почти каждый день. Но Старкон, как называют его местные, живет.

- Людей в городе стало меньше, это заметно, но у меня даже мысли уехать нет, - говорит Николай Величко. - Дети сейчас во Львове учатся, у меня две дочери. А я на войне столько всего видел, что эти «бабахи» меня не пугают.

Несмотря ни на что, Николай Величко уверен, что летом 2025-го примет своих первых гостей в арт-резиденции.

Кстати

Не просит, а делает

Чашки Николая Величко путешествуют по Украине. В этом убедилась автор текста. Когда этот материал только готовился, подруга из Львовской области отправила мне сообщение с фотографией покупки: две чашки знакомой формы.

– Купила не только для кофе, но и для того, чтобы помочь мастеру, – написала владелица чашек в сообщении. – Это гончар из Хмельнитчины, которой не просит, а делает.

Это самая лучшая реклама, которую я видела за последнее время. Надеюсь, у него все получится.