Джейн Остин на обложке-ребусе The Economist: при чем здесь Трамп и праворадикалы

Почему портрет британской писательницы, описывающей традиционный английский быт, попал в прогноз самых важных событий и личностей в 2025 году.

wikipedia.org

Портрет британской писательницы Джейн Остин на обложке The Economist - рядом с электромобилями, Сатурном, символом доллара и юаня и прочими символами будущего года – вызвал ступор у знатоков-дешифраторов обложек The Economist.

Сам журнал в своей редакционной статье, то ли абсолютно серьезно, то ли добавляя загадочности, объяснил: у одной из самых известных писательниц мисс Остин - юбилей – 250 лет. И отмечать его будут с размахом по всему миру.

Для США - событие, по значимости не уступающее ядерной угрозе (на обложке The Economist в виде атома), ибо Остин в последние лет 20-30 для некоторых американцев стала больше, чем Тарас Шевченко для украинцев. Автор так называемых романов о морали, местами сатирических (хотя для большинства это все же любовные романы), превратилась в символ – символище! – традиционного уклада, о который современные американцы зачастую вытирают ноги.

В ее романах главные героини – женщины и девицы, в большинстве своем скромные и рассудительные. А главные герои-мужчины – благородны, умны и надежны. Есть, конечно, и персонажи с неприличным поведением, но они обычно получают по заслугам. Все это сдобрено изрядной долей сарказма острого пера Джейн Остин – но он лежит глубоко, так что на поверхности лишь история о достойной девице, которая видит смысл жизни в том, чтобы выйти замуж за достойного джентльмена, а достойный джентльмен ищет достойную девицу.

Для нынешних сверхтолерантных к половому вопросу США – все это скучно… могло быть, но нет. Передовая страна, оказывается, втайне мечтает о эдаком домострое, где муж – глава семьи, жена во всем ему подчиняется, а все кругом сплошь белые леди и джентльмены.

Гордость Трампа против чувствительности Байдена

И тут впору поговорить и о второй причине, почему Джейн Остин оказалась на обложке авторитетного The Economist: культ писательницы (мы уже сказали) и трактовка ее романов в ходе последней избирательной президентской кампании.

Да-да, чепцы и цилиндры и «я бы охотно простила ему его гордость, если бы он не ранил мою» (роман «Гордость и предубеждение») абсолютно непостижимым образом были задействованы в противостоянии Трампа и Байдена/Харрис. Комментаторы американского плебисцита сразу выдали базу: «Гордость и предубеждение» - это о Трампе, а еще одно произведение Джейн Остин «Разум и чувствительность» - о Байдене.

- Трамп - это только слова и мало сути. Он озабочен властью, а не управлением. Управление в Америке требует компромисса, а компромисс не входит в словарный запас Трампа. Таким образом, он не является уважаемым лидером... Подход Трампа - это сама суть «Гордости и предубеждения». Его отношение к союзникам Америки по НАТО, людям, с которыми мы перестраивали мир после Второй мировой войны, демонстрирует то же высокомерие,- делился в соцсетях историк и художник Джон Хендерсон. - Против этого - «Разум и чувствительность» президента Байдена. Байден успешно внедрил вакцины от COVID-19. Он также способствовал распутыванию наших логистических цепочек из-за пандемии. Байден успешно отстаивал демократию, защищая Украину от российской агрессии, не спровоцировав Третью мировую войну… Байден верит в Америку; он служил стране в качестве государственного служащего более 40 лет. Он готов идти на компромисс, чтобы продвигать страну вперед…

«В ноябре 2024 года Америке не нужны гордость или предубеждения Трампа; ей нужны чувство и чувствительность, действительно проницательность Байдена», - утверждали лидеры мнений, однако реальность оказалась иной. Двести лет назад можно было охнуть и лишиться чувств от такой несправедливости. Сейчас леди и джентльмены идут в суд или стирают пальцы до крови, печатая уничижительные комментарии в интернете. Иногда стреляют, но обычно мимо, и задетое ухо оппонента становится полноценным элементом избирательного процесса.

«Опасно умные» читают классику

В середине 2010-х имя Джейн Остин пронеслося по рядам ультраправых националистов США, любителей подстрекать и провоцировать. Почему у радикалов вдруг проснулся интерес к британской литературной классике – по этому поводу есть несколько версий, которые сами правые не подтверждают и не опровергают.

Основное мнение высказал в 2016 году Майло Яннопулос, бывший редактор альтернативно-правой платформы Breitbart News: стремясь отличить себя от своих кузенов-«скинхедов» из числа сторонников превосходства белой расы, альтернативные правые любят демонстрировать интеллектуальное превосходство.

«Скинхеды, по большей части,  это малоинформированные, низкоинтеллектуальные головорезы, движимые азартом насилия и племенной ненавистью. Альтернативные правые - гораздо более умная группа людей, что, возможно, объясняет, почему левые их так ненавидят. Они опасно умны», - заявлял Яннопулос.

Также исследователи этой феноменальной популяризации женской писательницы выделяют и другие моменты, которые могли заинтересовать не только радикалов. Например, в ее романах царит «сексуальная чистота», которая нынче редкое явление и в книгах, и в кинематографе, и в жизни – тоскуют по ней и молодые дамы, и почтенные матроны. Да что там! Мужчины тоже мечтают, чтобы его избранница была невинна, а жена целомудренна. У Остин нет феминизма (на самом деле, он есть – но об этом надо думать, когда ее читаешь, а не ожидать, когда же дело закончится свадебкой. - Ред.), гендерной неопределенности и других неоднозначных атрибутов современности, там все четко: мужчина храбр, умен, деловит (и желательно с лицом британского актера Колина Ферта, наиболее ярко воплотившего образ мистера Дарси в кинематографе), женщина – красивая, слабая, чей мир ограничивается домом и семьей.

К слову, в начале прошлого века суфражистки маршировали по улицам Лондона в поддержку прав женщин, неся плакат с изображением Джейн Остин и требуя права голоса для «слабого пола». Выглядит странно, но протестующие были уверены: Остин наверняка была бы на стороне образованных женщин своей эпохи, которые стремились расширить избирательные права.

Сейчас, похоже, плакат с Джейн Остин готовы нести ультраправые, ратующие за «скрепные семейные ценности». А отсюда – рукой подать до домостроя и «женщина не человек, а друг человека».

Впрочем, что на самом деле имели в виду в журнале The Economis, помещая на обложку Джейн Остин, – так и остается интригующей тайной.