О чем фильм «Конклав»: плох тот кардинал, который не мечтает стать Папой. Любой ценой

Новый фильм от режиссера "На западном фронте без перемен" получил высокие оценки и от критиков, и от зрителей.

кадр из фильма

В кинотеатрах Украины стартовал детективный триллер «Конклав», снятый по одноименному роману британского писателя Роберта Гарриса, - настоящее наслаждение для зрителей, стремящихся к интеллектуальным развлечениям.

Режиссер Эдвард Бергер, известный нам по прошлогоднему хиту от Netflix «На западном фронте без перемен», захотел отойти от «хаоса битвы» и сконцентрироваться на чем-то более камерном. Но все равно получился хит (рейтинг критиков на Rotten Tomatoes – 95% положительных рецензий, 85% – от зрителей, на Metacritic – 79%).

Коротко про – о плюсах и минусах «Конклава». Сначала о хорошем.

Напряженный сюжет

Это рассказ об одном из самых старых и таинственных обычаев в мире – выборе нового Папы. Предыдущий Папа умер, и на плечи декана Коллегии кардиналов Томаса Лоуренса (Райф Файнс) ложится тяжелая обязанность организовать выборы нового Понтифика. Согласно правилам, в Ватикане должны собраться кардиналы со всего мира и находиться в замкнутом помещении до тех пор, пока не выберут нового главу.

- Ад будет завтра, после того как здесь появятся кардиналы, - говорит один из участников конклава.

И кое-чем он прав. Возможно, фильм и не об аде, но о чистилище так точно.

Уже во время мероприятия, когда участникам запрещено общаться с внешним миром, Томас Лоуренс выясняет, что у умершего Папы были тайны, которые могут подорвать устои Католической церкви. Кроме того, и у кандидатов на папский престол начинают вылезать скелеты из шкафов. Перед Лоуренсом стоит трудная задача: сделать все возможное для восстановления имиджа святой церкви и не дать недостойному возглавить ее, но при этом сам Лоуренс страдает от потери веры.

– А как же Бог? – растерянно спрашивает он, созерцая эту «избирательную гонку».

– Не будьте наивным, – отвечают ему.

Если бы не кардинальские сутаны, может показаться, что мы смотрим картину об обычных политических выборах: интригах, сплетнях, клевете, черном пиаре, грязных шагах по устранению конкурентов. Святые отцы лгут прямо в глаза, подкупают своих коллег, чтобы получить больше голосов, обвиняют друг друга в расизме, нетолерантности, разврате и других грехах. Даже тему нелегальных мигрантов подняли! Кандидатуры отсеиваются одна за другой – и по каждой из них в фильме небольшое расследование, но конкуренция не уменьшается. Куда там борьбе между Трампом и Харрис!

Интриги добавляет и появление «темной лошадки» – никому не известного кардинала, тоже имеющего право голосовать и быть избранным.

Критика Католической церкви

Ее в фильме предостаточно, хоть и не такой радикальной, каковой она действительно заслуживает. Кардиналы – самые святые казалось бы люди в мире – показаны амбициозными, жадными, неуступчивыми и коррумпированными. Каждый из них мечтает надеть на себя папскую тиару и перекроить взгляды Церкви под свои собственные. В то же время кандидаты лицемерно заявляют, что нет-нет, они не хотят такого бремени.

– Если не хотите, так скажите, чтобы за вас не голосовали, – говорит кардинал Лоуренс либерально настроенному кардиналу Беллини (Стэнли Туччи).

– Чтобы место досталось ему? – возмущается Беллини, указывая на своего соперника.

Беллини – один из главных претендентов, представляющий более умеренную фракцию, поддерживающую идеи предыдущего Папы о том, что Церкви следует признать ошибки прошлого, стать более толерантными, чтобы стать лучшей версией себя.

Другие кандидаты на его фоне выглядят не так привлекательно, однако имеют своих поклонников. К примеру, высокомерный и высокомерный кардинал Тедеско (Сержио Кастеллито), мечтающий вернуть церковь к итальянским корням и устаревшей централистской идеологии. Или африканский епископ Адейеми (Лусиан Мсамати), беспощадно критикующий все, что не укладывается в прокрустовое ложе католической доктрины – например, желая геям гореть в аду.

Но и «хорошие» кандидаты, и «плохие» кандидаты на проверку оказываются одинаково прогнившими и утратившими истинную веру.

Актерская игра

Стержень, на котором держится весь актерский ансамбль, это, конечно, Райф Файнс. Некоторые критики называют роль кардинала Томаса Лоуренса – сильнейшей в его карьере. Он одинаково искусно демонстрирует и мягкую уязвимую натуру человека, и решительные действия полководца… извините, администратора этого сложного мероприятия, с отеческой любовью или строгостью увещевает грешников и сам становится на колени перед тем, кого считает достойнее себя. Максимально преданный принципам церкви, которая его сформировала, он ведет сложную внутреннюю борьбу в стремлении возродить веру в самом себе.

Идеально дополняют работу Файнса и другие актеры. Зловещий Джон Литгоу в роли кардинала Трембле, харизматичный Стэнли Туччи, чьего персонажа трудно назвать положительным, энергичный и эмоциональный Серджио Кастеллитто в противовес довольно тяжелому в радикализме и безапелляционности Лусиану Мсамати.

На этом фоне огромного количества мужчин трудно не потеряться женщинам – молчаливым сестрам, которые должны быть тихими и незаметнее. Но Изабелла Росселини (сестра Агнесс) продемонстрировала взрывную игру, одним диалогом обезоружив группу мужчин, которым она должна подчиняться, и  показав, что и сестры могут сыграть свою роль в выборе Папы.

Операторская работа

Работа французского оператора Стефана Фонтена – еще один повод смотреть «Конклав», затаив дыхание.

Душная и темная атмосфера папских апартаментов, где над еще теплым телом Понтифика начинаются интриги и борьба за власть, коридоров отеля, где живут кардиналы, каждая тень заставляет нас не доверять никому из этих людей.

На контрасте – величие Сикстинской капеллы, где собственно и проходит конклав: много света и много торжественного красного, что должно подчеркнуть важность события. Но при этом камера периодически выхватывает фрески Микеланджело на потолке - святые будто видят, что происходит в душах священников.

Крупным кадром - куча окурков, которые святые отцы побросали прямо на пол, в одном из двориков. 

Сады и беседки Ватикана сняты так, что это дает свежий глоток воздуха и помогает возродить веру.

Просторные холлы и темные лестничные клетки подчеркивают и то, какой маленький человек в храме Божьем, и то, какие темные заклинания могут плестись в самом святом (казалось бы) месте.

А вид сверху на толпу кардиналов, одетых в красное, под белыми зонтиками, которые идут на последнее голосование, – пожалуй, самый впечатляющий кадр в фильме.

Из минусов

Сначала действительно кажется, что фильм критикует католическую церковь. Но с каждым шагом режиссер пытается решить вопрос: этот институт уже умер или есть шанс на возрождение святости? И все больше склоняется к последнему. В конце может показаться, что весь фильм – это проплаченная Ватиканом реклама (это мнение автора и не имеет под собой никаких оснований, - Ред.).

То, что вышеупомянутые персонажи достаточно неоднозначны – огромный плюс в фильме. Но есть и такие, которые своим достойным поведением, жертвенностью и пафосными вещами сводят на нет предыдущие достоинства картины. Завуалированное сравнение этих положительных героев с Христом, готовым омывать ноги грешникам, выглядит несвойственно человеческой природе. Правильные слова, правильные поступки, которые, по замыслу, должны стать моралью картины, превращаются в манипуляции вроде картинок, созданных искусственным интеллектом: «это два брата-героя. У них сегодня день рождения, а их никто не поздравил». У менее циничных зрителей такие манипуляции могут вызвать одобрительную реакцию – «да, так, как это правильно сказано» – и даже слезы умиления. А у более критичных – легкое отвращение.

Призывы к «всеобщей любви и миру, доброте и милосердию» и «нет войнам» звучат, конечно, правильно, но у нас, украинцев, перед глазами не всегда понятное поведение умеренного Папы Франциска, у которого мечта – помирить россиян и украинцев с помощью какого-то крестного хода или слов «мирись-мирись и больше не дерись».

PS Но плюсов у "Конклава", конечно, больше. Предполагаем, что он еще получит награды киноакадемий. За главную мужскую роль и за операторскую работу так точно.

Страна: США, Великобритания

Режиссер: Эдвард Бергер («На западном фронте без изменений», сериалы «Патрик Мелроуз», «Террор»)

В главных ролях: Райф Файнс (франшизы о Гарри Поттере и Джеймсе Бонде), Джон Литгоу («Здравствуй, папа, Новый год. 2», «Убийцы цветочной луны», сериал «Корона»), Стэнли Туччи («Дьявол носит Prada», «Милые кости»), Серджио Кастеллитто («Данте», «Рожденный дважды»), Изабелла Росселини («Смерть ей к лицу», «Синий бархат»,), Лусиану Мсамати (сериалы «Игра престолов», «Доктор Кто»)

Продолжительность: 02:00