Гладиатор ІІ: Без хлеба, но со зрелищами

Главное – не воспринимайте фильм как учебник истории.

Paramount Pictures

Только за первый уикенд проката «Гладиатора II» кассовые сборы составили 87 млн ​​долларов в 63 странах – это самый кассовый старт у режиссера Ридли Скотта.

И еще раз мы возвращаемся к теме «как часто мужчины думают о Римской империи ?». Теперь уже во время долгожданного продолжения культового фильма 2000 года «Гладиатор» о противостоянии полководца, а затем гладиатора Максимуса (Рассел Кроу), желавшего процветания и торжества права в Риме, и коварного императора Коммода (Хоакин Феникс).

Первая часть вызвала огромный всплеск интереса к Древнему Риму. Ведь уже очень давно не снимали масштабные пеплумы об этом периоде. А тут режиссеру Ридли Скотту удалось вернуть в мейнстрим темы о сложных отношениях между властью и гладиаторами и даже о принципах стоической философии. Неудивительно, что фильм получил 5 «Оскаров». И не удивительно, что так ждали продолжения.

О чем фильм

В «Гладиаторе II» ситуация в Риме еще хуже, чем при императоре Коммоде. К власти пришли необразованные, изнеженные и развращенные братья-близнецы: император Гета и император Каракалла. У них две страсти: зрелищные гладиаторские бои и расширение территорий империи.

Именно по их приказу генерал Марк Акаций вынужден покорять новые и новые страны, хотя на содержание колоний в казне нет денег. Обычные римляне тоже страдают от бедности, но их пока удается сдерживать просмотром боев.
Между тем Луций – внебрачный сын Максимуса и сестры императора Коммода Луциллы – совершенно не думает о Риме. Он живет со своей женой где-то в Северной Африке. Но их счастливую жизнь разрушает римское войско под руководством генерала Акация. Во время обороны города погибает жена Луция, сам он попадает в плен, а оттуда – в гладиаторы.

Его незаурядные мужество и ярость замечает рабовладелец Макрин и уже видит в нем нового героя арены Колизея, подсчитывая свои будущие доходы от его побед.

А чтобы Луций охотнее сражался, Макрин обещает ему возможность отомстить генералу Акацию.

Но рано или поздно императорская кровь в венах Луция даст о себе знать, и это приведет к непредсказуемым событиям.

Это не о реальной истории. Это об интересной истории

И первый «Гладиатор» Ридли Скотта был далек от исторической точности. Как и его же « Наполеон », не очень хорошо собравший в прокате. А вот от «Гладиатора II» у зрителей и критиков были завышенные ожидания: во-первых – помнили успех первой части, во-вторых – слишком долго ждали продолжения, почти четверть века. И снова столкнулись с тем, что в фильме полно исторических неточностей. И такой философской глубины, как в первой части, тоже нет – хотя пафосных речей, которые можно выставлять в качестве статуса в соцсетях, здесь предостаточно. Можно, конечно, брюзжать, что «Гладиатор II» не дотягивает до оригинала. А можно сказать, что это интересный самостоятельный фильм.

В конце концов, разве мы смотрим масштабные проекты сэра Ридли ради википедических знаний или скучной политики? Нет, и еще раз нет.

Мы идем смотреть масштаб, эпический размах, если хотите. Мы хотим с головой погрузиться в атмосферу Древнего Рима – чтобы почувствовать запах крови и пота на арене Колизея, погрузиться в роскошь императорского двора, а если это будет политика, то чтобы она тоже была с интригами, жертвами и бурными эмоциями. Мы хотим при этом не задумываться  над иногда абсурдными мотивациями и поступками героев. И главное – нам нужно знать, что добро победит! В этом случае – как в анекдоте: «поставит на колени и жестоко убьет».

Но разве не все мы стремимся к простым решениям?

Так и Ридли Скотт в «Гладиаторе II» подводит нас к простым и понятным даже младенцу решениям: надо, чтобы императором стал достойный человек, тогда во всей империи воцарится мир, процветание, а Рим снова достигнет славы. В первой части этого сделать не удалось – главный герой погиб. И вот интрига: сможет ли его сын в сиквеле воплотить в жизнь мечты деда-императора и своего отца – благородного воина?

Не будут разочарованы и те, кто, как и римляне, стремятся к крови. Арены для боев гладиаторов превращаются в настоящую фантастику: и дрессированные боевые носороги, и акулы в Колизее, и даже стадо озверевших павианов. Впечатляющие боевые сцены, грандиозные банкеты, роскошные костюмы – есть чем насладиться любителям исторических фильмов.

А еще авторы второй части не забывают делать трепетные отсылки к первой: здесь и анимация – краткое содержание «Гладиатора», и ласковая гладящая колосья пшеницы рука Максимуса, и постоянные воспоминания о достойном полководце, и бонусом – доспехи Максимуса, которые превратили почти в икону.

Вместо вывода

Сэр Ридли Скотт в очередной раз показал нам мощный уровень и размах своего мастерства. И по обычаю римских императоров, выносивших вердикт: быть или не быть – мы, конечно, поднимем палец вверх. Боги кинематографа сказали свое слово.

Страна: США

Режиссер: Ридли Скотт ("Гладиатор", "Наполеон", "Чужой", "Дом Гуччи"),

В главных ролях: Пол Мескаль («После солнца», сериал «Нормальные люди»), Педро Паскаль (сериалы «Игра престолов», «Последние из нас»), Дензел Вашингтон (франшиза «Великий уравнитель»), Конни Нильсен («Гладиатор», «Чудо-женщина 1984»), Джозеф Квинн («Тихое место. День первый», «Очень странные дела»), Френд Хехингер («Белый лотос»).

Продолжительность: 02:28