В Бориспольском районе Киевщины следователи разбираются с инцидентом в селе Счастливое. Во время работы группы оповещения ТЦК, которая проверяла документы у водителей и раздавала повестки, мужчина в форме погнался за одним из водителей и дважды выстрелил из пистолета. Событие получило резонанс, потому что сначала сообщили о работнике терцентра, затем – о помощнике военкома. Впоследствии выяснилось, что стрелок является участником местного общественного формирования "Муниципальная варта".
Что же это за объединение такое, каковы его права и полномочия, попыталась разобраться журналист Коротко про.
Закон принять не решились
Муниципальная варта, или Муниципальная охрана – это названия, которые чаще всего используются для формирований, создаваемых местной общиной для усиления правопорядка. Теоретически их можно сравнить с советскими ДНД. С той разницей, что добровольные народные дружины занимались патрулированием улиц на усиление милиции, а "варта" и "охрана" могут иметь более широкий круг полномочий, которые им делегируют городские, районные или поселковые советы. Например, выполнять определенные административные функции – составлять протоколы за нарушение правил парковки, экологического законодательства, незаконной торговли.
В 2015 году была попытка принять закон о "Муниципальной варте", проект даже приняли в первом чтении. Однако до второго не дошло из-за опасений, что мэры городов фактически получат свою карманную "армию", а полиция потеряет монополию на силу.
Поэтому пошли по пути, кто как придумает. Муниципальные варты или охраны оформляются как общественные объединения или коммунальные предприятия, финансируемые из местных бюджетов. В селе Счастливое, а также в нескольких других селах "Муниципальная варта" была создана как добровольное формирование в мае 2022 года решением Пристоличного городского совета.
В августе на странице общины в фейсбуке мы нашли следующее сообщение : “...Прошла еще одна неделя работы Муниципальной варты Пристоличного сельского совета. За это время работники Муниципальной варты:
- провели 14 разъяснительных бесед о соблюдении комендантского часа;
- провели 10 разъяснительных бесед о недопущении употребления спиртных напитков в общественных местах;
- прекратили 2 случая домашнего насилия...”
К военкоматам отношения не имеют, но...
Вокруг полномочий общественных формирований все время идут споры и возникают скандалы. Так, в марте 2020 года киевляне возмущались, что представителей столичной Муниципальной охраны отправили в городской транспорт, чтобы те выталкивали пассажиров без масок и если их больше 20 человек. В 2019 году в Ивано-Франковске "муниципальники" организовали систему поборов с предпринимателей - посылали несовершеннолетнего покупать алкоголь, а затем требовали деньги за несоставление протокола. В 2018 году для сотрудников Муниципальной охраны приобрели программное обеспечение на 6 миллионов гривен, которому могла позавидовать настоящая спецслужба – целая система по распознаванию лиц, номеров машин, слежения за маршрутами.
Не обошлось без скандала и в Пристоличной общине – весной 2023 года на руководителя Муниципальной охраны Вадима Д. составили административный протокол за дебош на рынке в селе Дударкив, где он разбрасывал товары и оскорблял продавцов. Об этом сообщал " Киевский регион ".
В 2023 году, когда план по мобилизации начал проседать, коммунальные "Муниципальные варты" начали привлекать к рейдам по раздаче повесток, что также вызвало негодование. В основном потому, что коренастые мужчины, не имеющие никаких полномочий и своим присутствием оказывали только психологическое давление, сами получили бронь от призыва.
– Сказать, что такие объединения существуют вне законного поля, нельзя. В 2000 году был введен в действие Закон "Об участии граждан в охране общественного порядка и государственной границы". О помощи в работе военкоматов в нем ни слова. Но! В группы оповещения входят представители полиции. Они могут заручаться поддержкой общественных объединений правоохранительного направления, - отмечает адвокат Алексей Сиротин. - Делегировать своих "стражей" в рейды могут и местные власти, ссылаясь на то, что они должны способствовать оповещению граждан.
Пистолет на легальных основаниях
По факту стрелок из Счастливого преследовал мужчину, который находился в розыске за нарушение правил военного учета. На самом деле, потому, что тот его якобы ударил. Действия стрелка из Счастливого квалифицировали по части 4 статьи 296-й УК Украины - "хулиганство с оружием".
– Пистолет, если все было оформлено правильно, находился в руках у представителя общественной организации легально. По закону от 2000 года, объединения, создаваемые для помощи полиции или пограничникам, имеют право на спецсредства, к которому относится устройство для стрельбы резиновыми пулями, – говорит адвокат. – Но применять эти средства разрешается только в крайнем случае – когда самим "вартовым" или окружающим грозит опасность. Человек, за которым гнался стрелок, не был вооружен, к тому же он убегал. Погоню представитель общественного формирования организовал по своему усмотрению, хотя эта инициатива, если в ней был смысл, должна принадлежать полиции, которая находилась в рейде, - объясняет адвокат.
Какие полномочия
- Представители общественных формирований и коммунальных предприятий с правоохранительными функциями могут разрабатывать, шить и носить специальную форму (кроме военной), иметь свои символы и шевроны.
- По поручению полиции следить за порядком в общественных местах – на вокзалах, в торговых центрах, парках и т.д.
- Прекращать правонарушения и производить общественное задержание – держать нарушителя до приезда полиции.
- Проверять гражданские документы во время комендантского часа. При отказе – задержать до приезда полиции.
- Дежурить вместе с полицией на блокпостах.
Обязанности
- Частично подменять функции правоохранителей имеют право формирования, заключившие договор о сотрудничестве с полицией.
- Член добровольного правоохранительного или коммунального правоохранительного формирования должен оформить соответствующее удостоверение.
- Предъявлять удостоверение при обращении к гражданам.
- Не применять силовые приемы и спецсредства к лицу, не представляющему опасности для окружающих.
- Немедленно сообщать полиции о задержании правонарушителя или подозреваемого.
Не имеют права
- Проверять военно-учетные документы.
- Самостоятельно останавливать и осматривать автомобили на блокпостах.
- Совершать обыски.
- Доставлять задержанного в отделение полиции, за исключением, если полицейские сами об этом не попросят.