Закрытие ТЦК и СП: насколько это реально и могут ли их полностью заменить рекрутинговые центры

Военные эксперты считают, что тогда мобилизация может остановиться.

facebook.com/zahidnuy.kordon

После выявленных многочисленных нарушений в Территориальных центрах комплектования (ТЦК) по учету военнослужащих в Раде предложили самый простой вариант борьбы с нарушениями – вообще закрыть эти центры. А вместо них – оставить лишь рекрутинговые агентства. Насколько это целесообразно, Коротко про рассказали военные эксперты.

Рекрутинг не может работать без ТЦК

Иван Тымочко, военный эксперт, председатель совета резервистов Сухопутных войск ВСУ:

- Есть альтернативное предложение депутатам, которые хотят отменить ТЦК. Парламентариев у нас больше 400. У каждого может быть по 20-35 узаконенных помощников. Есть еще аппарат парламента – это полторы тысячи людей. Вместе это 8-10 тысяч человек – целая не то что бригада, а дивизия. И вместо того, чтобы учить военных, как организовывать и вести оборону, пусть покажут пример и задействует их на фронте и создадут свою бригаду, например, «Депутати «Лють».

А если серьезно, то ТЦК, помимо мобилизации, выполняют еще и массу других функций. От работы с семьями военных, пропавших без вести, до формирования компенсационных пакетов родным погибших, раненым и прочее. У рекрутинговых центров таких функций просто нет! Кроме этого, значительная часть сотрудников ТЦК направлены на фронт для сверки данных. Если депутаты этого не понимают, то это плохо.

А человека, который обращается в рекрутинговый центр, все равно направляют в ТЦК для сверки данных, прохождения комиссии и проч. То есть рекрутинговые центры и ТЦК взаимосвязаны, и разорвать эту связь было бы неправильно. Рекрутинг не может заменить классическую мобилизацию. Но наши депутаты этого почему-то не понимают.

В ТЦК служат в основном ветераны-инвалиды

Сергей Грабский, полковник запаса, участник миротворческих миссий, военный эксперт:

- Тот, кто говорит об отмене ТЦК, абсолютно не понимает его специфики. Какие 100 тысяч, какие 10 бригад из сотрудников ТЦК? Там же работают, в основном, инвалиды, получившие ранения на фронте. И этим «грамотеям» из парламента нужно знать прописную истину, что на войне воюют и влияют на ее исход мобилизованные, а не добровольцы из рекрутинговых центров.

Да, добровольцы и контрактники выдержали главный удар в первые годы войны, но теперь это делают простые мобилизованные. Причем как с нашей, так и с вражеской стороны. Где бы Путин набрал на три года одних десантников и морпехов из тех 700 тысяч, которые он уже положил на фронте? Да и у нас главный резерв – это пехота, мобилизованная из простых граждан.

А тут, чего греха таить, – не многие хотят на фронт. Например, много говорили об Украинской бригаде, которую хотели набрать за рубежом из наших мигрантов. В Польше насобирали пока только 700 человек. А бригада – это 6-8 тысяч. Где брать остальных, недостающих? Только через мобилизацию внутри Украины. Так что ТЦК – это основное пополнение наших сил в этой войне.

Рекрутинг - это хорошо, вот если бы он только работал

Иван Ступак, военно-политический эксперт Украинского института будущего:

- Конечно, это красиво звучит и было бы хорошо, если бы заработали полноценные рекрутинговые центры. Пришел человек, выбрал род войск, где хочет служить, и подписал контракт. Но на деле это совсем не так.

Например, новобранец понимает тонкости работы с интернетом, дронами и связью, записывается в кибервойска или подразделения управления БпЛА. А после этого… его бросают на штурм вражеских окопов обычным пехотинцем. И где он мог бы больше принести пользы? Уничтожая десятки единиц врага и его техники с воздуха, работая в комплексах радиоэлектронной борьбы или стать штурмовиком и погибнуть в лобовой атаке. Так что заявить о тотальном введении рекрутинговых центров на словах – это одно, а на практике – это пока профанация.

В тему

Современная война – это война мобилизованных

Уполномоченный Министерства обороны по вопросам рекрутинга Алексей Бежевец заявил, что мобилизация, когда военнообязанный уходит на фронт добровольцем, не заменит мобилизации с работниками ТЦК.

Но самое главная разница между ТЦК и рекрутинговыми центрами заключается в методах привлечения людей в армию. Рекрутинг – это добровольный наем по контракту, когда человек сам записывается в армию. А если таких добровольцев не хватает, чтобы отражать агрессию? Для этого и нужны ТЦК – это в большинстве своем принудительная мобилизация (человек обязан защищать свою страну). Ведь современные войны ведутся не столько профессиональными военными – десантниками или морпехами, а именно мобилизованными.

В целом и для большей эффективности военный рекрутинг и мобилизация - это два параллельных процесса, но цель у них одна - комплектация Вооруженных сил Украины. С этим согласны и большинство военных экспертов.