Еще никогда подходящие к финишу президентские выборы в США не были такими непредсказуемыми. Ситуация на начало президентской кампании и сейчас – в канун выборов - кардинально поменялась. На них появились «черные лебеди» (непредсказуемые обстоятельства. – Ред.), которые сменили кандидатов и поменяли методы ведения кампании.
Роковые теледебаты для Байдена
Изначально кандидатами на участие в выборах были действующий президент Джо Байден и экс-президент Дональд Трамп. И значительную часть избирательной кампании их рейтинги были приблизительно одинаковыми. Все кардинально поменяли теледебаты между ними.
Словесная дуэль двух кандидатов поставила крест на президентских перспективах Джо Байдена. В споре с Трампом он выглядел просто провально. Голос и доводы действующего президента страны звучали неуверенно, некоторые слова были бессвязными и не имели смысла.
Одним словом, свою основную задачу - свести на нет все опасения по поводу его возраста, он не выполнил. Было очевидно, что выступает старик, который не имеет ни сил, ни возможности исполнять обязанности президента США. После этого Демократическая партия провела замену своего кандидата на Камалу Харрис, что стало прецедентом в истории США.
«Рейтинговое» покушение для Трампа
Настоящим электоральным подарком для Дональда Трампа стало покушение на него в июле этого года на предвыборном митинге в Батлере. Одна из пуль прошла в миллиметрах от головы Трампа и повредила ему ухо. Стрельбу вел 20-летний Томас Мэттью Крукс из винтовки типа AR-15 с крыши здания, находившегося за пределами периметра зоны безопасности митинга, с расстояния около 120 метров. Стрелок успел произвести несколько выстрелов, после чего был убит членом контрснайперской команды Секретной службы.
Это покушение сразу же подняло рейтинги Трампа. Издание Politicо тогда написало, что покушение повысило шансы Трампа на президентство и "еще больше облегчило путь". А многие представители партии Трампа тогда настроились на то, что политические последствия от покушения очень серьезно повлияют на избирателей на предстоящих президентских выборах.
Теледебаты Харрис и Трампа
Но свой электоральный «бонус» от покушения Дональд Трамп снизил после теледебатов с новым кандидатом от демократов Камалой Харрис в сентябре. Все наблюдатели и зрители были едины в том, что Трамп их проиграл. Опрос CNN, проведенный компанией SSRS, показал, что 63% американцев, которые смотрели дебаты и будут голосовать на выборах президента США, считают, что Харрис превзошла Трампа. И действительно, она была более убедительной и ироничной, чем выставила Трампа в невыгодном свете. В результате Трамп отказался от вторых теледебатов с Харрис.
Отсутствие ограничителей у кандидатов
Сейчас обе стороны не стесняются и абсолютно не сдерживают себя в очернении конкурента. Дональд Трамп в последнем своем интервью журналисту Такеру Карлсону заявил, что Джо Байден и Камала Харрис – «настоящие враги народа». Дескать, не все демократы – враги народа, но 90% из них – да.
Камала Харрис несколько дней назад обозвала Дональда Трампа «фашистом», который стремится к "бесконтрольной власти и преданному себе генералитету". Такое заявление Харрис сделала после того, как стало известно, что ранее Трамп неоднократно выражал восхищение немецким диктатором Гитлером.
Костюмированная пропаганда
Кандидаты на пост президента идут на самые разнообразные ухищрения, чтобы завоевать голоса избирателей. Дональд Трамп, например, поработал в McDonald's и раздавал клиентам еду через окно автомата, говоря, что приготовил ее собственноручно. Он пошел на это потому, что его конкурент – Камала Харрис ранее рассказывала, что в молодости работала в McDonald's. CNN отмечает, что во время первой президентской кампании Харрис эта деталь стала центральным элементом истории происхождения из среднего класса, которую она сделала ключевой для своей презентации избирателям как кандидата в президенты. Трамп бездоказательно обвинил Харрис во лжи относительно работы в McDonald's.
После этого он переоделся и символически поработал на мусоровозе, чтобы ярче покритиковать слова президента Джо Байдена, который обвинил его в оскорблении мигрантов.
На предвыборном митинге Трампа прозвучала фраза от стендапера, что Пуэрто-Рико – это "плавучий остров мусора" (речь шла о мигрантах, против которых выступает Трамп). Но когда Байдена попросили прокомментировать эту ситуацию, он лишь усугубил проблему, назвав «единственным плавучим мусором» – последователей Трампа. Эта ремарка действующего президента создала неприятности для кампании Камалы Харрис.
Усевшись в кабину мусоровоза в оранжевом жилете коммунальщика, Трамп спросил присутствующих, "как им его мусоровоз", и сказал, что делает это "в честь Камалы и Джо Байдена".
Искусственный интеллект
Эти президентские выборов в США стали первыми, в которых использован искусственный интеллект как для продвижения кандидата, так и против его оппонента. Влияние гораздо более адаптивных и развитых технологий ИИ в 2024-м может стать беспрецедентным, создав новые вызовы для избирательного процесса.
Например, как это произошло в Нью-Хэмпшире. Тогда тысячам местных жителей позвонили по телефону с просьбой не голосовать на праймериз за кандидата на следующий день. А по ту сторону трубки был голос, напоминавший президента Джо Байдена - хоть это и не был он. Оказалось, что за разработкой дипфейка стоял политический консультант другого кандидата.
Другим скандальным примером стала имитация голоса Камалы Харрис в пародийном предвыборном видео, созданном блогером Mr Reagan. В нем якобы кандидат от демократов рассказывала о себе типичные сплетни, которые обычно распространяют республиканцы. Материал получил еще большую огласку в сети после того, как его запостил Илон Маск. В течение трех дней влиятельный миллиардер и владелец соцсети X не уточнял, что видео является пародией, так что многие люди восприняли это видео серьезно.
В марте 2024-го поклонники Трампа распространили десятки сгенерированных фото, где кандидат-республиканец изображен вместе с чернокожими избирателями. Хотя на самом деле, чернокожие американцы в большинстве своем выступают против Трампа.
Часто инструменты ИИ используются для банального продвижения в соцсетях. К примеру, эксперты предполагают, что фальшивыми изображениями «Свифт за Трампа» команда политика играла с алгоритмами соцсетей. Часть фанатов певицы Тейлор Свифт ожидаемо гневно отреагировала на пост, что лишь увеличило его аудиторию и подняло волну новостей в крупных медиа. Это своеобразный «черный пиар», который в современном мире стал гораздо дешевле именно благодаря генерации контента искусственным интеллектом.