На днях известная в кругах томатных селекционеров и овощеводов-любителей и совершенно незнакомая широкой публике огородница из Харькова Эльмира Алмакаева впервые рискнула выложить фото своих помидоров в группу фотографов-любителей.
Не красные, а белые и фиолетовые
Сеть взорвалась комплиментами и восхищенными отзывами. Еще бы: 54-летней швее-закройщице удалось превратить обычные томаты в произведение искусства. Ладно, обычные - это только для опытных овощеводов, мы-то с вами фиолетовых или белых помидоров, может, и в глаза не видели.
Не все сразу сообразили, что на фото – нарезанные дольки овощей, а не результат работы кисти художника. Уже в считаные часы пост с фото художественной росписи дольками помидоров набрал почти пять тысяч лайков и сотни отзывов.
- Даже не рассчитывала на такой резонанс, - скромно улыбается в разговоре с журналистом Коротко про Эльмира Алмакаева, а в мире овощеводов – Мира Том, из Харькова. – Думала, скажут, что глупостями занимаюсь… Сама в этом ничего особенного не вижу – мне кажется, любой так сможет. Сами помидоры подсказывают, что из них может получиться. Со временем в голове складываются образы, которые потом выливаются в картины. Но это все само собой происходит, без предварительных набросок. Я пыталась делать эскизы, но ни разу задуманное не получалось воплотить на «полотне». Не знаешь же, куда «носик» помидора повернет, какой расцветки получится нарезка… Поэтому отталкиваться всегда приходится от формы и окраса плодов – тех, что есть.
«Глупостями», а именно съемкой своих же картин из томатов, Эльмира занимается с 2015 года. До этого выкладывала их только в группах огородников-любителей. Вот так скромно называют себя увлеченные фермеры, отдавшие выращиванию и выведению сортов овощей невероятных цветов и форм десятилетия. Показать работы широкой массе решила только этой осенью.
- Это вам мои томаты кажутся необычными, на самом деле это давно известные сорта, - объясняет Эльмира. – Есть и бело-фиолетовые, и фиолетово-зеленые… Я их не раскрашиваю, как кто-то может подумать, и это не ГМО – это вообще дорогая технология. Это любительские сорта. Внутри – красные, вкусные. Они не хранятся долго, поэтому на рынок не попадают. Вообще в этом году хотела сделать картины с белыми узорами из помидоров на черном и синем фоне, но нужные для этого сорта не уродили. Многое зависит от урожая.
Так постепенно собиралась коллекция разноцветных томатов. Овощи не шли на продажу – только семена. Но эта однообразная работа после смены в швейном цеху быстро наскучила. Как-то незаметно рутинные нарезки помидор во дворе перед их переработкой летом начали превращаться в картины…
Овощная "петриковка"
Многие пользователи сравнивают ее томатные картины с Петриковской росписью. Эльмира отмечает: ее тоже восхищает "петриковка", как и другие виды художественной росписи, но пытаться повторить с помощью нарезки помидор узоры, выведенные кистью, слишком самонадеянно: все равно «так» не получится. Тем не менее, сходство есть.
Привычные нам томаты, как в магазинах, уже практически исчезли из ее участка: теперь Эльмира высаживает, в основном, те, что подойдут для «холстов». Сорта выбирает по цвету и форме, чтобы был красивый разрез. После фотосессии вся красота отправляется в соковыжималку либо соседям.
- Салатов столько не съешь, - улыбается художница-огородница. – А долго эти сорта стоять не будут.
Огородом женщина увлеклась в 2000-х, когда с родственниками, сестрой и племянницей, переехала из бетонных джунглей в частный сектор. Большой участок, 120 соток, сам располагал заняться выращиванием чего-то полезного. Раньше каждую весну высаживала две тысячи кустов, сегодня сократила их количество до 400. А интерес к изобразительному искусству, к которому влекло с детства, со временем вылился в картины и фотографии.
- В детстве рисовала, но родители после школы дали понять, что всем художниками не стать, - вздыхает Эльмира Алмакаева. – Поэтому отучилась на закройщицу, работаю швеей.
Творческий период заканчивается осенью, когда световой день сокращается. Эльмира творит под навесом во дворе: именно здесь «нарезаются» картины и создаются фото. Затем – кропотливая работа за компьютером. Обработать получается одно фото в день: надо же еще за что-то жить, картины из томатов дохода не приносят. Пока.
Мечта: курсы фотографа и студия вместо дворовой съемки
Эльмира осторожно мечтает: была бы рада, если б ее снимки принимали в фотобанках. Да, там за них платят сущие копейки, но суть не в этом: это хобби явно не ради денег. Пока отказывают. Изначально, десять лет назад, качество было не то – снимала телефоном. Затем – обычная мыльница, результаты работы которой тоже оставляли желать лучшего, теперь – бэушная зеркалка. Следом потребовалось изучить фотошоп: чтобы самой убирать мусоринки со снимка, попавшие рядом капельки воды или лишние семена. Сегодня в планах у огородницы-фотохудожницы – окончить курсы фотографа, сделать небольшую студию, докупить освещение… Зимой дома снимать не получается – мало света.
- Хотела бы и сумки-шоперы шить, на которых бы печатала фото своих картин из томатов, - делится наша собеседница.
Пока хобби дохода не приносит, но активно требует вложения средств. Впрочем, похоже, финансы – не самое главное для человека искусства, который, несмотря на обстоятельства, реализуется в представительнице обыкновенной приземленной профессии. Эльмира не скрывает: жизнь в Харькове во время войны далеко не всегда располагает к творчеству. Тем не менее, планов – масса. Кроме сумок-шоперов и своей фотостудии, Эльмира надеется, что хватит времени также создавать картины из перцев разных форм, лука и цитрусовых. Верим - все это еще впереди.