В кинотеатрах Украины стартовал показ хоррор-триллера, а точнее боди-хоррора «Субстанция» - о стремлении стареющей актрисы вернуть себе молодость, каких бы жертв это ни требовало. Примечательно, что столичный бомонд устроил аншлаги на допремьерных показах – очевидно, тема старения в шоу-бизнесе им близка, как никому.
И хотя жанр не просто хоррора, а боди-хоррора, то есть все эти малоаппетитные телесные трансформации – сильно на любителя, есть по меньшей мере пять причин, почему стоит посмотреть «Субстанцию» даже тем, кто любит более гламурное зрелище. А! Кстати! В «Субстанции» и блестящего гламура, блесток в стиле 80-х будет предостаточно.
Но сначала – сюжет
Элизабет Спаркл (Деми Мур) – бывшая актриса, лауреатка «Оскара» – ведет на телевидении успешное фитнес-шоу, что-то вроде аэробики Джейн Фонды. Но продюсер Харви (Деннис Куэйд) считает, что после 50 лет женщина вообще не имеет права появляться на экране, поэтому планирует сменить Элизабет на кого-то помоложе.
Элизабет, у которой в жизни больше нет ничего, кроме карьеры, в отчаянии обращается к препарату с черного рынка, так называемой «субстанции». Это средство позволяет породить более молодую, лучшую версию себя. Вот только оригинал и молодая версия не могут существовать одновременно: они должны еженедельно чередоваться. Иначе возникнут необратимые последствия.
На свет появляется Сью (Маргарет Куэлли) – ослепительно молодая, невероятно прекрасная версия Элизабет – и, конечно, сразу получает работу в ее фитнес-шоу. Карьера красавицы так быстро набирает обороты, что ей становится мало двух недель в месяц, и она все чаще перестает меняться телами с Элизабет, а значит - за право жить настоящей жизнью, а не валяться неподвижным мешком в ванной, начнется настоящая война.
Кратко про - почему стоит посмотреть этот фильм.
Причина 1. Лучшая актерская работа Деми Мур
Прежде всего, стоит отметить смелость 61-летней Деми Мур, которая не побоялась сыграть трагедию стареющей знаменитости. Наблюдать за тем, как выходишь в тираж, кожа покрывается морщинами и пятнами, тело теряет упругость, а твой начальник говорит, что «женщина после 50-ти - это кабздон» – испытание для любой женщины. А если ты при этом актриса, икона красоты – и эту красоту теряешь на глазах миллионов фанатов вместе с самими фанатами?
Деми Мур, как говорится, сама женщина непростой судьбы: тяжелое детство с отчимом-насильником, побег из дома в 16, женитьба в 17, три развода (последний самый тяжелый, с младшим от нее на 16 лет Эштоном Катчером), проблемы с алкоголем и наркотиками, невостребованность в работе во второй половине жизни.
Да, огромная популярность в 90-е, но при этом – десятилетие ненависти к своему телу и стремление его изменить. Звезда "Стриптиза", "Привидения", "Солдата Джейн" истощала себя диетами и тренировками. Родив троих детей, она отчаянно пыталась вернуть тело в девичьи формы, ведь этого требовали от нее безжалостные голливудские законы.
Лишь с годами пришло к ней осознание, что тело надо беречь, а не издеваться над ним. И это осознание через свою героиню - Элизабет Спаркл – Мур пытается донести до зрителя.
Тяжелое испытание для актрисы показать себя полностью незащищенной, со всеми морщинами, целлюлитом, несвежей кожей и подтяжками – но, как говорит сама Деми Мур, столкнувшись лицом к лицу со своими страхами, она поняла, что в этом было что-то освобождающее.
Роль Элизабет Спаркл требовала незаурядного эмоционального вклада – почти на грани истерики. И боль голливудской актрисы, отчаянно цепляющейся за возможность быть юной, Деми Мур показала на все 100%. За эту роль Мур уже прочат "Оскар" (вряд ли, конечно, за европейский боди-хоррор будут вручать премию Киноакадемии, но работа актрисы в этом фильме и правда мощная).
Причина 2. Стареют все!
Еще одна причина посмотреть фильм, это понять – вы не одиноки в своем желании остаться молодым, и чем старшее вы становитесь, тем сильнее это желание.
Историю о неотвратимом женском старении и потере красоты режиссер Коралли Фаржа начала писать после того, как ей исполнилось 40 лет. Уже тогда она принялась бороться с чувствами старения и неадекватности запросов шоу-биза на молодых.
«У меня были мысли, что я достигла возраста, в котором я больше никому не буду полезна или интересна. И жестокость этих мыслей была настолько сильна, что нужно было с этим что-то делать, иначе они полностью уничтожили бы и раздавили меня, - признавалась она в интервью Vogue. – Я подумала, если я смогу создать что-то значимое об этих проблемах, то это может стать для меня формой увольнения».
Тема старого тела в фильме касается не только женщин. Камера с отвращением показывает также стремление всемогущего продюсера Харви быть моложе – пестрые облегающие костюмчики, окрашенные волосы, толстый слой грима – тоже попытка казаться юным и энергичным. И – да, не только женщины пользуются «Субстанцией».
Препарат «Субстанция» - это нечто вроде модного недавно «Оземпика», благодаря которому звезды всех полов пытались худеть. Ибо худощавость, как и молодость, - мастхев в мире шоу-бизнеса. А до этого были другие препараты, и после этого будут еще другие – стремление обмануть время бессмертно. И хотя борьба за красоту в фильме более показана как отражение жестких требований общества к знаменитостям, на самом деле это касается каждого из нас. И каждому из нас рано или поздно придется воспринять возрастные изменения в своем теле. Или сражаться с ними и проиграть.
Причина 3. Актерская игра
Не только Деми Мур, но и Маргарет Куэлли и Деннис Куэйд привлекают к себе внимание.
Маргарет Куэлли (дочь знаменитой в 90-е актрисы и модели Энди МакДауэлл) мы помним из фильмов «Однажды… в Голливуде» и «Бедные, несчастные». В «Субстанции» ей пришлось сыграть самое совершенство. Камера постоянно крупным планом показывает то розовые губы девушки, то белоснежную улыбку, то упругие ягодицы, упакованные в блестящий спортивный купальник, то безупречный пресс, совершенную грудь и длинные ноги.
"Наконец-то все на своих местах", - говорят о ее героине Сью во время отбора на шоу. И действительно – смотреть на нее, даже когда она превращается в моральное монстра, настоящее наслаждение.
Тот, кто помнит Денниса Куэйда еще юным красавцем во «Враг мой» или более взрослым, но очень добрым мужчиной в «Собачьей жизни», будет шокирован тем, в какое гнусное создание превратила его Коралли Фаржа. Чтобы показать мерзость его персонажа, даже не нужны элементы боди-хоррора. Сцена в начале фильма, где Харви ест креветки, может вызвать реальную тошноту. А характер престарелого сексиста-телепродюсера, рассматривающего женщин как объекты без души и чувств, помогает нам понять, в каком безжалостном мире вынуждена существовать Элизабет/Сью.
Причина 4. О поиске баланса и любви к себе
Конечно, вам не нужно более двух часов просмотра, чтобы понять – себя нужно любить! Но есть нюанс, который кое-чем оправдывает стремление человека найти для себя средство омоложения или средство для того, чтобы держать себя в форме. Неоднократно производители "Субстанции" подчеркивают клиентам, чтобы те держали баланс, и тогда все будет хорошо.
Да, держать баланс, не срываясь на искушения: будь то вкусная еда или стремление дольше оставаться в молодом теле, не сосредотачивать все свои интересы только на карьере, чтобы на старости потом остаться ни с чем, находить компромисс между своим физическим и нравственным здоровьем и требованиями бьюти-индустрии, – задача очень трудная. Но только так мы сможем научиться ценить себя, и тогда и другие будут ценить нас.
Причина 5. Проверить себя на знание мирового кинематографа
Отсылок и намеков на другие фильмы у «Субстанции» множество. Киноманы уже отметили, что коридор телестудии, где снимается Элизабет/Сью, – напоминает коридор гостиницы «Оверлук» из фильма Стэнли Кубрика «Сияние», да и некоторые происходящие там события – прямая отсылка к «Сиянию».
То, как из позвоночника Элизабет рождается новая Сью, не может не напомнить фанатам кинофраншизу «Чужой», в частности «Чужой: Завет», где один из инопланетян вылупляется прямо со спины человека-носителя.
Много отсылок и оммажей на боди-хорроры таких известных режиссеров жанра, как Дэвид Кроненберг («Видеодром», «Муха»), Брайана де Пальмы («Керри») и Джона Карпентера.
Сама Коралли Фаржа среди источников вдохновения называла, кроме вышеупомянутых, также картины Тима Бертона и Дэвида Линча.
Ну и, конечно, нельзя не заметить сходство "Субстанции" с романом (или экранизацией) "Портрет Дориана Грея".
Бонус. Причина 6. Рейтинги фильма говорят сами за себя:
- на Rotten Tomatoes – 91% одобрительных рецензий;
- на IMBd – 7,9/10;
- на Metacritics – 78% одобрительных рецензий.