Бронирование от мобилизации не остановили: какие предприятия будут проверять и что это даст

Проверка необходима, но нужно возвращаться на стартовую линию – эксперты настаивают на изменении правил бронирования от мобилизации.

Черниговский ТЦК

Бронирование не прекращается. Первый заместитель министра обороны Иван Гаврилюк опроверг в комментарии "Суспільному" утверждение, что этот процесс поставлен на паузу. Однако подтвердил, что до 15 ноября в Украине должен быть проведен аудит предприятий, признанных критически важными для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период. В состав комиссии будут включены представители местных администраций, ТЦК и СП. В случае признания объекта "не критическим", бронь будет аннулирована.

Насколько оправдана такая проверка и решит ли она проблему злоупотреблений, Коротко про рассказали военные эксперты.

Решение есть, постановление не принято

Как пишут СМИ, ссылаясь на свои источники, решение о проверке было принято с подачи Владимира Зеленского, который возмутился цифрой почти в 1,5 миллиона забронированных мужчин мобилизационного возраста. Интернет-издание The Page опубликовало выписку из протокола, в котором говорится о приостановлении до 15 ноября действий положений Критериев и порядка, по которым предприятия признаются критически важными. Однако юристы обращают внимание, что постановление еще не принято.

– Это решение не означает, что уже сегодня меняется порядок бронирования или отменяются отсрочки, – говорит адвокат Дарья Тарасенко. – Это решение означает, что в ближайшее время следует ожидать постановление КМУ, которым указанные выше вопросы будут решены.

В соцсетях уже строят версии, что произойдет. По одной версии, идет подготовка к экономическому бронированию. То есть из чисто гражданских учреждений оставят только те, которые смогут платить повышенные налоги. По другой – может быть создана еще одна коррупционная схема, потому что мы уже знаем, что покупается все, и бронирование – не исключение.

- Теперь списки пересмотрят, почистят, выбросят тех, кто уже забронировался без веских причин, и тех, кто "поблагодарил" за то, что его забронировали. И выброшенных пустят по новому кругу на бронирование на другое предприятие или на экономическое бронирование, - написал политолог Виктор Таран, который сейчас служит в ВСУ.

"Зашли немного не с той стороны"

Цифра в 1,5 миллиона поразила не только президента. В комментариях к новости люди вспоминают передвижные цирки, службы доставки, которые в свое время были определены критически важными, объявления о найме рабочих от крупных торговых сетей, где "бронирование гарантировано". Наверное, немного икалось актерам "Квартала 95", потому что их тоже часто вспоминают.

Коснется ли проверка высоких сфер, или будет сведена к сфере производства и обслуживания, пока неизвестно. В протокольном решении отмечается, что результаты аудита должны проанализировать Минэкономики и до 20 ноября проинформировать правительство.

– У нас, как всегда, зашли немного не с той стороны. Бронирование должно было производиться на основании определения критическими не только предприятий и учреждений, но и должностей на этих объектах. В советское время этим занимались служащие, ответственные за мобилизацию. Была определена оргструктура военного времени с четким перечнем должностей, от которых зависит жизнеспособность предприятия. Люди, которые находились на этих должностях, автоматически получали бронь – только они и никто больше, - говорит полковник запаса Олег Жданов.

Эксперт обращает внимание, что сейчас подходы другие.

– Фактически сделали коммерческий проект. Директора предприятий сами составляют списки работников, которых считают критически важными, и несут их в профильное министерство или местную администрацию. К гадалке не нужно ходить, чтобы понять, какая здесь коррупционная составляющая. Бронь реально может продаваться или в списки попадут по протекции друга, брата, свата.

Проверить, насколько важен для экономики или нужд населения каждый забронированный, во время аудита длиной в месяц вряд ли удастся.

– Аудит однозначно нужен, но нужно возвращаться на стартовую линию – определить перечень должностей на законодательном уровне, – убежден Олег Жданов.

"Критически важными оказываются должности грузчика или уборщика"

Ветеран АТО, председатель Совета резервистов Сухопутных войск ВСУ Иван Тимочко также обращает внимание на то, что подходы к бронированию должны быть изменены.

– Жаль, что выросло до таких масштабов. У нас армия составляет миллион человек – это включая тех, кто занимается логистикой, охраной важных объектов, кто в разведке, Национальной гвардии. Когда при этом полтора миллиона получают освобождение от долга защищать Отечество, то это, по меньшей мере, не логично. Это означает, что процедура неэффективна и ее следует менять на уровне законодательства.

Речь идет о 7 критериях, определяющих важность предприятия. Даже если оно соответствует только трем, может получить право на бронь. Например, нет задолженности по ЕСВ, уровень зарплаты не ниже среднего по региону, является резидентом в "Дія.Сити". Именно по таким критериям с подачи Министерства цифровой трансформации критически важными были признаны компания "Фавбет", принимающая ставки на спорт, Visa и Glovo, после чего разгорелся скандал.

- Из-за таких размытых критериев критически важными оказываются должности грузчика или уборщика. Я ничуть не хочу умалять их роль, но в военное время эти функции можно делегировать кому-то другому из работников или элементарно автоматизировать определенные процессы, - считает Иван Тимочко. – Аудит, надеемся, выявит определенные нарушения и манипуляции, но если не изменить процедуру, то и ничего не поменяется. Создается впечатление, что наше законодательство направлено на поддержку уклонения от воинского долга. Три года войны было достаточно, чтобы понять, что его нужно менять в сторону укрепления обороноспособности.

Порядок обоснованности решений о признании предприятий критическим еще предстоит разработать Министерству экономики.

Что известно о бронировании