Правительство решило всерьез позаботиться о количестве населения в Украине. Тенденции пугают: ведь, по подсчетам Кабмина, сейчас нас всего 38,5 млн, и скоро будет еще меньше.
В Кабмине одобрили Стратегию демографического развития Украины на период до 2040 года. Это план преодоления ключевых вызовов, обострившихся из-за российской вооруженной агрессии: внешняя и внутренняя миграция, резкое снижение рождаемости, повышение уровня преждевременной смертности, разбалансирование рынка труда.
В документе предусмотрено, что стратегия будет реализоваться поэтапно. Первый план мероприятий на 2024-2027 годы должен быть разработан уже в течение месяца. Из чего вообще складывается эта стратегия и реалистично ли такое планирование в разгар войны, интересовалась журналист Коротко про.
Цифры печальные, надежды – оптимистичные
Сама стратегия занимает 27 печатных страниц, большинство из которых посвящены описанию текущей ситуации и прогнозам. Выглядит грустно. По оценкам Института демографии и проблем качества жизни НАНУ, к 2041 году население Украины может сократиться до 28,9 миллиона человек, а к 2051 году - до 25,2 миллиона. Это против 48,5 миллиона, которые насчитали во время последней переписи в 2001 году.
По последним данным, за границей находится 3,48 миллиона украинцев, выехавших из-за войны и не вернувшихся. К этим потерям прибавляется 1,2 миллиона, которые, по информации из Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, были вывезены или добровольно уехали в РФ или Беларусь. На территорию России незаконно вывезено не менее 19,5 тысячи детей.
"Демографический кризис также усугубляется фактическим разграничением между двумя демографическими процессами - на территории, где органы государственной власти осуществляют свои полномочия в полном объеме, и на временно оккупированных территориях, фактически попавших под влияние посторонних демографических факторов", - говорится в документе.
Вызовы и угрозы усиливаются из-за превышения количества умерших над количеством новорожденных, гибели на фронте, масштабной трудовой миграции, часто переходящей в постоянную, невозможности в результате боевых действий оказывать людям своевременную и качественную медицинскую помощь.
Впрочем, приводятся и примеры, которые должны вызвать оптимизм по поводу возможности преодолеть негативные демографические тенденции и вернуть мигрантов. Среди таких названы "удобные и часто уникальные цифровые государственные сервисы", доступная медицина, значительно большая свобода в выработке и принятии решений, чем во многих других странах, относительно доступная стоимость жизни, богатое культурное наследие, сравнительно теплый, но при этом не засушливый климат, большие просторы и доступные для культивирования земельные площади.
Также в документе есть расчет, что после прекращения или отмены военного положения в Украине начнется восстановление экономики и инфраструктуры, откроется много возможностей для карьерного роста и профессиональной самореализации. Украина, по мнению разработчиков концепции, может стать центром развития военных технологий, услуг по реабилитации и протезированию. Потребность в восстановлении и строительстве транспортных сетей, жилых и коммерческих объектов, энергетической инфраструктуры создаст огромный спрос на специалистов и рабочих, которые смогут занять стабильные и хорошо оплачиваемые позиции. Относительно финансовой реализации планов есть, в частности, расчет на "меры по привлечению инвестиций, гуманитарной и международной технической помощи..."
(Оптимизм разработчиков и правда поражает. Ну, дай бог нашему теленку волка съесть. - Ред.)
Шесть стратегических целей
Стратегия рассчитана на сценарий изменений, который позволит к 2040 году вывести Украину на уровень 33,9 миллиона населения (против 28,9 при условии инерционного сценария, если ничего не планировать). В документе поставлены шесть стратегических целей.
1. Создание условий для миграционного прироста населения и снижение уровня оттока украинцев за границу
Ключевым инструментом для достижения цели является ситуация, когда количество прибывающих в страну преобладает над количеством выбывших. Речь идет прежде всего о возвращении украинцев, проживающих за границей. Как выехавших из-за войны, так и тех, кто раньше был в составе диаспор.
Миграционная политика в будущем может также распространяться на привлечение иммигрантов – иностранцев, которые прибудут к нам для постоянного проживания. Одним из инструментов такого привлечения авторы стратегии видят студентов-иностранцев, частично адаптирующихся в Украине, изучающих язык, налаживающих социальные связи.
2. Создание условий для повышения уровня рождаемости, поддержка семьи
Здесь ключевым условием названа способность самостоятельно обеспечивать свои базовые потребности без зависимости от государственной помощи или внешних источников дохода. Речь идет о системе социальных услуг, которыми обеспечивается: предотвращение отказов родителей от детей, поддержка приемных семей, улучшение репродуктивного здоровья нации, формирование среды, дружественной к семьям с детьми, создание благоприятных условий для сочетания отцовства с работой или учебой и т.д.
3. Снижение уровня преждевременной смертности
Здесь тоже все достаточно прозрачно. Прежде всего, популяризация здорового образа жизни и ответственности за собственное здоровье, раннее выявление и предупреждение болезней, которые чаще всего приводят к преждевременной смерти, повышение уровня доступности и качества медицинской помощи, сохранение человеческого достоинства и высокого уровня качества в период болезни и лечения, развитие инфраструктуры для здорового досуга.
4. Активизация на рынке труда максимального количества граждан, которые могут работать
Эта цель связана с масштабным восстановлением, которое должно начаться после войны и дать мощный толчок для новых возможностей и карьерного развития специалистов разных профессий. Разработчики стратегии отмечают регулярный мониторинг спроса на рынке труда и адаптацию под него образовательных программ. Также государство должно способствовать возвращению на рынок труда пожилых людей, лиц с инвалидностью, внутренне перемещенных лиц, ветеранов. И при этом повышать уровень трудоустройства молодежи после завершения учебы.
5. Адаптация социума к демографическому старению и формирование условий для активного долголетия
Речь идет о том, что старение населения в Украине будет прогрессировать и дальше, как бы успешно все ни развивалось. Общество должно это понять, воспринять, пристроиться и использовать в свою пользу. Для этого необходимо: обеспечить поддержку здоровья и благополучия пожилых людей (в Украине они считаются с 60 до 75 лет), создать условия для их самореализации в профессиональной сфере и активной жизнедеятельности.
6. Развитие возможностей для качественной жизни. Украина - государство, в котором хочется жить
В стратегии учтено, что даже после завершения полномасштабной вооруженной агрессии нам придется соседствовать с двумя авторитарными странами, поэтому должны быть готовы к повторному нападению. Исходя из этого предлагается разработать политику в отношении расселения - определить термин "территории рискованного проживания" и уровень целесообразности заселения таких территорий с учетом, в частности, потребностей сил безопасности и обороны.
Также ставятся задачи: формирование безопасной окружающей среды, повышение уровня доверия граждан к государству, обеспечение безбарьерности на всех объектах жилищной и социальной инфраструктуры, развитие механизмов обеспечения жильем граждан в соответствии с их потребностями и возможностями, доступность и качество инфраструктуры, дружественность среды к человеку.
Оценщиком текущих результатов реализации стратегии назначено Минсоцполитики, которое должно готовить ежегодные отчеты по количеству населения, его приросту, коэффициентам рождаемости и смертности и так далее.
Комментарий специалиста
Важна инфраструктура, а не помощь при рождении ребенка
Учитывая сегодняшние реалии, некоторые постулаты стратегии кажутся слишком оптимистичными, если не фантастическими.
- Относительно качества, реалистичности и непрогнозируемости из-за войны вопрос есть. Но такая стратегия нужна, - считает заместитель директора Киевского международного института социологии Антон Грушецкий. – Это привлечение внимания и понимание, что такие вопросы важны. Если игнорировать демографический кризис, то через 10-15 лет возникнет такая большая проблема, что тогдашнее правительство просто не будет знать, что делать.
Социолог обращает внимание, что в стратегии речь не идет о финансовом поощрении рождаемости.
– И это правильно, потому что увеличение государственной помощи дает кратковременный эффект, мы это уже проходили. Люди больше думают не о том, сколько им дадут денег при рождении ребенка, а о среде безопасности, о том, как дальше сможет развиваться семья. Важна именно инфраструктура – детские сады, школы. Все это пока есть в районах со старой застройкой, а в новостройках такие заведения преимущественно коммерческие, устройство ребенка стоит больших денег. Одноразовая помощь ничем не поможет, нужно разветвлять сеть государственных садов и школ.
Эксперт также считает, что справедливо поднят вопрос о возможности сочетания работы или обучения с отцовством.
- Есть большая несправедливость, что мать или отец должны брать большой перерыв, потому что в садах нет ясельных групп. Возвращение на работу после декрета законом гарантировано, но сейчас технологии развиваются очень быстро, и у человека возникает отставание во времени. Некоторые женщины намеренно откладывают рождение ребенка, чтобы утвердиться в профессии.
Что касается исправления демографической ситуации за счет иммигрантов, то этот вопрос обсуждается в обществе.
– Есть те, кому такая цель мало понравится, но факт есть факт. Если мы не хотим рожать, то кто-то должен рожать для нас. В Европе отошли от традиций многодетности, – отмечает Антон Грушецкий. – Люди распробовали кокосовый латте, ИТ-сферу, путешествия по миру. Чтобы вести такую жизнь, два ребенка и даже один считаются нормой.
Что касается других положений стратегии, то, по мнению социолога, их осуществимость сейчас трудно оценить. Да и какие-либо стратегии не имеют гарантий реализации. Но говорить о проблеме и думать, как ее преодолеть, нужно.