Авторы ковров о войне в Украине: Создавая их, афганские мастерицы рискуют жизнью

Как создаются самые необычные произведения о нашей войне.

instagram.com/ukrainewarrugs

Украинские художники совместно с мастерицами из Афганистана создали коллекцию ковров из шерсти на тему войны в Украине. Современные события в нашей стране нашли отражение в традиционной афганской технике создания ковров.

Инициаторы проекта Ukraine War Rugs - военные корреспонденты Евгения и Филипп Мальцаны.

Для начала создали три ковра - "Крейсер "Москва", «Украинская мечта» и «Солнце Донбасса». Цена хоть и кусается (от 500 до 1000+ долларов, ковры изготовлены в разных размерах), но пятую часть выручки корреспонденты планируют донатить, в частности, Одесскому штурмовому подразделению, которое сейчас защищает Донбасc. 

Подробности о дизайнах военных ковров, рискованной работе афганских мастериц и будущих работах Коротко про рассказали Евгения и Филипп Мальцаны.

В Украине мастеров не нашли, обратились к афганцам

- Давно вы начали делать ковры на военную тематику? Кому принадлежит идея их изготавливать?

- Идея возникла примерно год назад. Филипп работал в Афганистане, специализировался на военных конфликтах - там он и увидел такие ковры. Мы подумали: классно было бы сделать такие же, но про события, которые сегодня происходят у нас, в Украине.

Изначально мы хотели изготавливать ковры в Украине. Но, увы, не нашли того, кто бы работал с шерстью и в таком стиле, поэтому Филипп обратился к афганским мастерицам. С некоторыми из них он был знаком, а другие контакты нашел наш друг, тоже журналист. Кстати, Филипп в детстве тоже занимался плетением ковров, но потом переключился на более важные для него дела.

- А художники – наши?

- Художники - наши, Олег Симак (известный коллаборациями с национальными брендами одежды, среди которых – активно помогающая армии Riot Division) и Алексей Войтех согласились разработать для нас дизайны. Когда они были готовы, мы отослали их мастерицам, и те приступили к работе.

“Среди трагизма происходящего хочется оставить что-то красивое”

- На каждом из ваших ковров множество символов, забавных деталей, которые хочется рассматривать, как комикс. Например, что за морские твари изображены на ковре “Крейсер "Москва”? Вот дельфин с какой-то торпедой и тризубом – это что?

- Крейсер “Москва” - “ода” украинским бойцам, ракетам и дронам. Дельфины - отсылка к “украинским боевым дельфинам”. Кракен, мифическое животное, напоминающее кальмара или осьминога, - отсылка к украинскому отдельному разведывательно-диверсионному подразделению ГУР Министерства обороны Украины Kraken. Мы давно общаемся и поддерживаем их. Дракон… Таким было видение нашего художника. 

На ковре “Украинская мечта” запечатлен пылающий Кремль, бравый казак с булавой побеждает врагов, одна из ракет танцует с головой Ленина - это отсылка к Мавзолею. Череп и кости символизируют смерть врага. Серп и молот в крови - символ разрушенного СССР. Остальное - либо боевые ракеты, которых мы ждем, либо наши украинские дроны.

Дизайн для ковра “Солнце Донбасса” делал не Олег, а наш друг Алексей. Он больше ощущает себя как дизайнер, но мы дали ему возможность превратиться в художника. Хотели, чтобы этот ковер выглядел, как настоящие афганские ковры. На работе мы видим два региона - Луганск и Донецк - и оружие, которое их защищает, безотносительно к конкретным моделям, все очень символично. 

Всем известно, что солнце восходит на Донбассе - это референс к гербу Донецкого региона. Тут есть и терриконы, - визитная карточка региона, и розы (Донецк - город роз). Лично я не была в Донецке, к сожалению, не успела, а вот Филипп был. Невозможно не заметить любовь местных к розам, и это вдохновляет. Даже сегодня, в таких трагических условиях, эти города все равно выглядят достаточно ухоженно.

- Чем художники и вы вдохновлялись, создавая такие рисунки?

- Это война, рефлексия вокруг войны, желание среди всего трагизма происходящего оставить что-то красивое. Так как мы с Филиппом - военные корреспонденты и почти каждый месяц ездим в тот или иной регион, успели побывать на всех направлениях, это и стало нашим вдохновением.

- Какие еще ковры вы планируете сделать в ближайшее время?

- Будет новая серия ковров про Донбасс, но в другой цветовой гамме - они будут не черными, а светлыми. Также планируем сделать ковер, посвященный Киеву. На нем будет изображена карта столицы, пролетающие над городом "шахеды", "Родина-мать", в общем, все, что символизирует Киев. По стилистике этот ковер будет похож на дроп, посвященный Донбассу.

На данный момент мы готовим очередной дроп, посвященный подразделению Kayfariki. Филипп в мае сделал с ними нереально классный репортаж - ребята 14 часов провели в окружении, но вышли живыми и почти невредимыми (этот репортаж до сих пор у нас лидирует по просмотрам).

С одним ковром, посвященным украинским дронам, получилось неожиданно… На нем была изображена цитата из стихотворения Лины Костенко: “Людина не літає, але крила має”. Только перед продажей мы узнали, что это вообще-то авторское право. Сейчас ведем переговоры с пани Костенко относительно использования этой цитаты. Как только решим этот вопрос, появится новый дроп. На ковре изображены все наши дроны - от обычных до дальнобойных.

- А кто покупает ваши ковры, куда они едут?

- У нас было много запросов от клиентов за границей, но пока мы, к сожалению, не продали ни одного ковра. Возможно, цена слишком высока, либо мы не бизнесмены: всю жизнь в журналистике. Стараемся решить этот вопрос.

Может быть, в начале месяца люди получат зарплату и смогут что-то купить. Нужно понимать, что это не та покупка, которую ты делаешь импульсивно. При этом высокая стоимость ковров объяснима - очень дорого и производство, и логистика. Из Афганистана мы должны доставить ковры в Абу-Даби, оттуда - в страны Европы. Из стран ЕС - в Украину. И это выходит недешево.

20% планируем отдавать дружественным нам подразделениям, с которыми мы работали. Первоочередные у нас одесские штурмовики. Если тема с коврами будет популярной - продолжим. Как только продадим хоть один ковер - сразу начнем перечислять средства. А пока нам, к сожалению, нечем похвастаться. Для нас делать ковры - это возможность поддерживать людей искусства, военных и иметь какой-то проект для души. История с коврами нишевая, но почему бы не попробовать?

“За изготовление ковров женщинам может грозить смертная казнь”

- В вашем инстаграме есть также ковры, которые изображают и афганскую войну.

- Да, эти ковры Филипп привез из Афганистана. Обе наши страны стали жертвами российской империалистической политики… Казалось бы, где Украина, где Афганистан, но мы связаны одним горем. 

Также хотели поддержать женщин, которые работают в Афганистане. Если вы знаете, женщины в этой стране не имеют права работать. Зачастую их мужья тоже не работают, потому что не хотят, и женщинам приходится нести на своих плечах обеспечение всей семьи. Поэтому их услуги мы оплачиваем в трехкратном размере.

Мастерицы находятся в разных селах западного Афганистана, около границ с Ираном, там и работают. Подробности рассказать не можем: в Афганистане подобная деятельность нелегальна. У нас была история с дизайном, на котором был изображен один из военных. Когда половина работы была уже сделана, пришел муж нашей мастерицы, разорвал макет и запретил ей делать ковер. Пошел к имаму - тот запретил всем женщинам делать что-то подобное. 

- Почему он порвал макет?

- Потому что там был изображен портрет человека. В исламе есть много трактовок, и именно в этом регионе, в этом селе нельзя изображать лица людей, с религиозной точки зрения, - ни в картинах, ни на коврах, ни в каком-угодно другом виде. Также в Афганистане женщины не могут высказываться публично - для нас это звучит очень странно, но там, к сожалению, такие реалии.

- А как же эти женщины работают над коврами? Тайно, чтобы никто не узнал?

- Да, поэтому мы не называем сел, где они работают: от этого зависит их безопасность. За любое нарушение правил ислама, в понимании имама, грозит смертная казнь. 

- А от мужей тоже приходится скрывать свою деятельность?

- Зависит от семьи. Есть "Талибан", но не все местные его поддерживают и настолько радикально настроены, как местный имам. Но такие строгие запреты для нас проблема. Первую коллекцию мы выпустили в одном селе. Нужно было проверить, как настроены соседи, чтобы потом они не сдали мастерицу - это требует времени. Мы хотели расшириться - обратились к мастерице из другого села, но именно там ее муж порвал схему дизайна, - вернулись к предыдущему селу.

Мы точно сделаем еще вторую коллекцию, а если поймем, что она не идет, возможно, будем делать дропы точечно. Как дальше будет развиваться история с коврами, для нас самих большая загадка. Воспринимаем нашу идею как эксперимент и надеемся, что все будет ОК.

Кстати

- Традиция военных ковров зародилась в Афганистане во время советской оккупации в 1979 году, когда мастерицы начали вплетать в свои работы образы танков и другой военной техники. Этот опыт стал особенно близким украинцам после начала полномасштабного вторжения России, что сделало эту культурную связь между Украиной и Афганистаном как нельзя кстати. Для афганских мастериц это ремесло стало единственной возможностью заработка после прихода к власти "Талибана", - говорится в инстаграме ukrainewarrugs.