Квадроберы («квадробика» от лат. quattuor - «четыре» и англ. aerobics - «аэробика») вошли в нашу жизнь, сменив активистов японского движения «Редан» в попытках понервировать взрослых. Клетчатые штаны и нарисованные на куртках пауки уступили место кошачьим хвостам и маскам веселых щенков. Коротко про – о том, как нам пережить нашествие «ребят-зверят» - квадроберов - и надо ли что-то с этим делать.
К психологу или к психиатру?
Прыгающие по клумбам дети в масках собак и котов, продвинутая мама, выгуливающая на поводке свое «хвостатое» чадо, – в общем-то, обычная картина сегодняшнего дня. Вызывающая удивление и испуг у многих, но уж что есть, то есть. Дети хотят быть котятами и щенками.
История появления ребят-зверят проста: снова отличилась Япония. Но там изначально все было тихо-мирно: спортсмены бегали на четвереньках, сжигали калории и укрепляли мышцы кора. Неспортсмены увидели в этом прикол и веселье: тот, кто бегал на четвереньках, понимает, о чем мы говорим. Довершают веселье и придают законченности образу маски и костюмы домашних животных. Плюс – копирование повадок усатых и хвостатых. Дети веселятся и пробуют взрослый мир на прочность. Взрослые пьют валерьянку и интересуются друг у друга: с «этим» идти можно еще к психологу или уже к психиатру?
Некоторые предлагают не волноваться, а открыть старые фотоальбомы: на любом новогоднем утреннике в школе или детсаду было определенное количество «квадроберов» в масках лисичек, зайчиков и белочек, которым противостояли пираты, принцессы и котигорошки. Никого это не смущало, даже наоборот: в ночь перед утренником родители лично клеили уши на обруч и делали хвосты из старых маминых шуб.
Собственно, квадроберы в возрасте до 6-8 лет, прыгающие по клумбам, особо и не смущают. Вопрос - что делать с теми, кому на вид лет 12-14-16? Вроде как ненормально это…
- Как всегда, взрослые увидели что-то, не поддающееся их объяснению, и превратили это явление в шок и ужас! – рассказала Коротко про «эксперт» этой темы – 18-летняя Дарья Левченко (по этическим соображениям, мы изменили имя), увлекающаяся японской культурой и другими субкультурами.
«Ведут себя так только на публике»
По словам подростка, сейчас мы имеем ситуацию, аналогичную «Редан» - и реагировать на нее надо аналогично. Не то чтобы вообще не обращать внимания, но и раскачивать не стоит.
- Когда маски зверят, лапы и хвосты надевают дети до 10-11 лет – на это вообще не стоит обращать внимания. Дети играют, - считает Дарья. – Наши родители, бабушки и дедушки также в детстве играли, перевоплощаясь в зайцев и волков, казаков-разбойников, индейцев и ковбоев. Никого это не смущало, как я понимаю. Сейчас, в эпоху соцсетей и лидерства видеоконтента, квадроберы развлекаются с учетом того, что кто-то (или они сами) снимет видео, выложит в Сеть и получит миллионные просмотры, которые можно будет монетизировать. Или просто похвастаться перед друзьями своей минутной популярностью.
Девушка говорит: квадроберы ведут себя столь экстравагантно только на публике. Они бегают, рычат, мяукают, лают, могут даже немного подраться – в общем, ведут себя почти как настоящие животные, если есть зрители.
- Но ни один квадробер или любой другой поклонник похожей субкультуры ничего не будет делать во вред себе. Никто из этих ребят не будет драться в полную силу, как настоящий пес, не будет спать на подстилке дома в углу, не будет ходить в лоток в туалет, есть с пола собачий или кошачий корм. Да, есть видео, где девчонки-квадроберы (или фурри – как похожее течение) едят «Вискас» - но это все ради хайпа и лайков в соцсетях. Никто из квадроберов не будет кидаться на улице на людей, хватать их за ноги или задирать «лапу». Опять же – разговор идет о детях возрастом максимум до 12-13 лет. Они бесятся, им нравится раздражать взрослых. Чем больше взрослые сердятся – тем веселее квадроберам.
Взрослых подразнить
Другое дело, говорит Дарья, если подобные пляски устраивают достаточно взрослые люди. Например, в 2017 году американский депутат Скотт Чемберлен сложил свои полномочия депутата собрания в штате Коннектикут, поскольку был участником сообщества фурри (аналог квадроберов), и об этом стало известно общественности. Выглядело все, конечно, страшно глупо.
- В 14 лет уже надо получать паспорт, это, как ни крути, уже шаг ко взрослости и ответственности. Если взрослый человек надевает костюм собаки и не идет на тематическую вечеринку, а начинает вести себя как животное на улице, то это уже вопрос не движения квадроберов, а психического состояния конкретного человека, - утверждает наша эксперт. – И вот это уже клинический случай. Но ровно так же ведут себя взрослые пьяные – как животные. И кстати, на них-то особо никто не выступает, даже жалеют иногда.
Дарья также просит не забывать о взрослых людях, набивающих татуировки, например, в виде «тотемных животных», которых на полном серьезе считают своими покровителями.
- Относиться к этому серьезно, а тем более выводить это на уровень государственной проблемы, пытаясь запретить или ограничить это движение квадроберов – очень неправильно и приведет к совершенно противоположному результату. Подразнить взрослых и подействовать им на нервы захотят даже те, кто не собирался – просто посмотреть, а что будет, - говорит девушка.
По ее мнению, скорее всего, к зиме увлеченность квадроберством может пойти на спад: бегать на четвереньках по грязи – еще то «удовольствие», на пуховик не прицепишь хвост, а шапки с ушками и без этого уже много лет в моде у молодежи.
- Да, в идеале все проходит, и довольно быстро – молодым быстро наскучивает одно и то же, они ищут другие формы самовыражения. Повторюсь: только если поведение ребенка или взрослого квадробера будет ненормальным в медицинском смысле этого слова – человек будет бросаться на людей, кусаться, царапаться, облегчаться на улице и т.п. – то тогда это проблема. И то надо смотреть, нет ли где телефона, записывающего такое провокационное видео, потому что это может быть ролевая игра для «видосика». Но в любом случае, если ребенок стал квадробером, родителям стоит не строго запрещать ему «баловство», а мягко участвовать в этой игре, прислушиваться и присматриваться к своему ребенку. И банально – чуть больше общаться с ним, интересоваться его жизнью и помогать решать его детские, но такие серьезные для него проблемы. И однажды лаять и ходить в кошачьей маске ему станет неинтересно и незачем.