Драка со стрельбой возле ресторана, стрельба из окна жилого комплекса, убийство на автозаправочной станции – и все это события за один неполный сентябрь, и только в Киеве и Киевской области.
Десять лет Украина насыщается оружием, которое не учитывается. «Специальной методики, которая могла бы дать ответ, сколько у граждан Украины может быть незарегистрированного оружия, нет. Потому установить определенное количество невозможно. По данным наших европейских партнеров, озвучиваются цифры от 2 до 5 миллионов единиц”, - сказал в эфире телемарафона заместитель министра внутренних дел Богдан Драпятый.
О борьбе с нелегальным оборотом оружия говорят без конца, однако более или менее надежный метод не найден. Что происходит на законодательном поле, исследовала журналист Коротко про.
Слишком много ограничений
Из многочисленных законопроектов, которые имели целью законно вооружить украинцев для самозащиты, парламент выбрал продукт группы депутатов №5708 – о праве на гражданское оружие. Депутаты проголосовали законопроект в первом чтении 23 февраля 2022, а на следующий день началась война. Ко второму чтению документ был готов в конце 2023 года, но в сессионный зал не попал до сих пор.
– Даже если бы депутаты проголосовали этот закон, он бы ничего в наших реалиях не изменил, – говорит адвокат Игорь Течин. – Законопроект содержит такую кучу ограничений и запретов, что нелегальный рынок оружия просто обречен на существование. Например, в последней редакции, как известно из открытых источников, предлагается дать право на короткоствольное оружие гражданам от 30 лет, имеющим пятилетний опыт обращения с другим оружием. Какая логика, если охотничье оружие, вплоть до крупнокалиберных карабинов, можно покупать с 21 года?
Юрист также напоминает, что короткоствольное огнестрельное оружие для самозащиты законопроект предполагает разрешить только через пять лет после окончания военного положения.
- То есть получается, что к тому времени, которое неизвестно еще когда наступит, нелегальный рынок оружия, в том числе короткоствольного, будет естественным явлением.
Еще один интересный момент: никакие ограничения и контроли в законопроекте не касаются наградного огнестрельного оружия. А по оценкам Украинской ассоциации владельцев оружия, в обращении находятся от 60 до 65 тысяч таких "стволов".
Желание понятное, но незаконное
Не дождавшись принятия закона, с 23 июня прошлого года МВД запустило Единый реестр оружия. 25 июня этого года в эфире телемарафона заместитель главы министерства Леонид Тимченко сообщил, что в реестре учтено 650 тысяч единиц оружия, еще 950 тысяч законно находятся на руках у граждан, но в реестр не внесены.
А в сентябре сервис Opendatabot обнародовал данные из реестра украденного или утраченного оружия, которым также владеет МВД. С начала полномасштабной российской агрессии в этот реестр попало более 270 тысяч единиц, начиная от охотничьего оружия и пистолетов и заканчивая пулеметами и гранатометами. Только боевых автоматов Калашникова внесено более 50 тысяч.
Конечно, часть этого оружия могла быть уничтожена или испорчена в результате боевых действий, однако нельзя исключать, что часть осела в тайниках. И совсем необязательно, что с преступной целью. Иметь оружие во время войны для самозащиты - вполне понятное желание. Но – незаконное.
Чтобы привлечь граждан к разоружению, в марте 2022 года Верховная Рада приняла закон об отмене уголовной ответственности в случае добровольной сдачи оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ или устройств. Какой эффект новшество произвело, официально не сообщалось. Однако в декабре 2023-го тогдашний руководитель полиции Киевской области Андрей Небитов проинформировал, что с начала года его подчиненные на блокпостах во время осмотра транспорта, обысков у торговцев оружием изъяли из незаконного оборота 17 526 боевых гранат.
Трофейное или найденное
О легализации оружия, тем или иным образом оказавшемся у людей на руках, говорили с первого года войны. Проблема была и остается. Чтобы хоть частично ее решить, депутаты в августе приняли закон, позволяющий владеть и пользоваться трофейным или случайно найденным оружием и боеприпасами до конца военного положения. Алгоритм действий следующий:
Гражданин находит огнестрельное оружие и немедленно сообщает об этом по номеру «102» или «112».
- В течение 24 часов передает находку органу Национальной полиции для сдачи или декларирования.
- Нацполиция проверяет происхождение оружия.
- Если оружие "бесхозное", не засветилось в криминале и подпадает под критерии декларирования, через три месяца его возвращают нашедшему.
- Временный владелец должен сдать оружие в полицию в течение 90 дней после окончания военного положения.
- Воспользоваться алгоритмом могут также украинцы, уже имеющие на руках трофейное или найденное оружие.
Не передается во временную собственность оружие, принадлежащее украинским военным или силовикам, физическим или юридическим лицам. Не подлежат декларированию:
- оружие калибра более 12,7 мм,
- гладкоствольное оружие калибра более 23 мм,
- пулеметы, гранатометы, минометы, огнеметы,
- переносной зенитно-ракетный комплекс.
Следовательно, у рядового гражданина, не находящегося под оккупацией и живущего вдали от зоны боевых действий, шансов легально получить оружие очень и очень немного.
Когда-то они могут выстрелить
– Законодательство по оружию у нас фактически стоит на месте, – считает профессор кафедры уголовного и уголовно-процессуального права Национального университета «Киево-Могилянская академия» Николай Хавронюк. - Существует уголовная ответственность за то, что лицо совершает действия с оружием без предусмотренного законом разрешения. Следователи же и суды трактуют как такой закон приказ Министерства внутренних дел. Это нонсенс, потому что для правового государства ведомственный приказ не может быть законом. Потому закон нам однозначно нужен.
Что касается нелегального оружия, то Николай Хавронюк напоминает, как в начале войны бесконтрольно, без проверки личности, без документов с грузовиков раздавали автоматы.
– Когда-то они могут выстрелить, и это большая проблема. Мое мнение таково, что незарегистрированное стрелковое оружие должно быть сдано. Мы тратим средства на разные проекты. Я бы советовал создать со стороны государства такой механизм поощрения, чтобы людей не нужно было уговаривать сдавать оружие, а чтобы они получали за это деньги. И достаточно большие деньги.