Если кратко описывать фильм «Битлджус Битлджус», то это выглядит так. Режиссер собрал команду и отдал приказ: «Дурачьтест!» И все начали активно дурачиться. Особенно старались художники-постановщики и актеры, которым, наконец, разрешили расслабиться. И сам режиссер тоже полностью отдался этому процессу, благо студия Warner Brothers предоставила ему полную творческую свободу.
Если честно, мы давно не слышали о новых фильмах Тима Бертона и даже можно было подумать, что он завязал с большим кинематографом. Завел новую пассию – Монику Белуччи, снял сериал «Уэнздей», открыв звезду Дженны Ортеги. А где масштабные мрачно-комедийные проекты, навсегда оставшиеся в сердцах поклонников его творчества? И вот грандиозное возвращение: фильм-открытие Венецианского фестиваля «Битлджус Битлджус».
Полтора часа невероятного безумия
Рассказываем о результате этих «дурачеств». Сравнивая с оригиналом, «Битлджус Битлджус» вдвое безумнее и эксцентричнее, с большим количеством пусть нарисованной, но все же расчлененки, с втрое большими порциями черного юмора – и все это полтора часа сильно концентрированного удовольствия для фанатов Бертона. Снова Тим Бертон возвращается к своей любимой теме – все, что связано со смертью, но не в качестве боли, которую нужно переживать и проживать (по этому поводу в фильме тоже есть изрядная доля сарказма), а в качестве новой и ужасно интересной реальности другой стороны жизни.
Единственный недостаток этого фильма ужасов – сейчас его стилистика не поражает так, как это было 36 лет назад.
Первая часть комедийного хорора вышла еще в 1988 году. Половина зрителей на допремьерном показе даже тогда еще не родились. Вы представляете? 36 лет прошло!
Можно ли смотреть вторую часть, не посмотрев первую? Можно, конечно. По сюжету основные моменты объяснят, но истинное удовольствие получат только те, кто знаком с первым «Битлджусом» – хорошо выдержанным балансом между классическим ужасом, семейной комедией и сказочностью студии Disney.
В центре сюжета оригинального «Битлджуса» – семья Дитц, которая приобрела дом с супругами привидений. Их видит и с ними может общаться девушка-подросток Лидия Дитц, которая узнает, что привидения не хотят видеть здесь их семью. А поскольку у них самих не получилось выгнать новых владельцев, то они призвали на помощь демона-трикстера Битлджуса, биоэкзорциста (изгоняющего живых, а не мертвых). Понятно, что все выходит из-под контроля, начинается хаос, а как отступное – Битлджус требует женитьбы на Лидии.
В конце концов, призраки мирятся с живыми, Лидию спасают, и все налаживается.
Часть вторая. Но, как выяснилось, Битлджус не оставил своих матримониальных надежд на Лидию.
Прошло много лет. У Лидии Дитц теперь свое паранормальное шоу, где она общается с привидениями. А собственная дочь-подросток Астрид отказывается с ней общаться, считая, что экстрасенсорные способности матери лишь обман. Мачеха Делия продолжает свои эксцентричные перформансы. И собрать этих троих вместе удалось только на похоронах отца Лидии. В сопровождении льстивого бойфренда Лидии женщины возвращаются в свой старый дом. В последнее время Лидии и так всюду мерещится отвратительный Битлджуса, а в доме ее детства эти видения становятся сильнее. Может, все и обошлось бы, но Астрид находит на чердаке макет городка, сделанный еще предыдущими владельцами дома - привидениями, и случайно открывает портал в потусторонний мир.
А там Битлджус, который пытается спрятаться от своей бывшей жены-убийцы, так как она намерена с ним воссоединиться. И единственный выход демон видит в новой женитьбе – конечно, на Лидии.
Старые новые звезды
Снова в роли Битлджуса - Майкл Китон, Вайнона Райдер вернулась к роли Лидии Диц, хотя это уже не подросток, а взрослая женщина, Кэтрин О'Хара – к роли художницы Делии, мачехи Лидии. А вот персонажа Джеффи Джонса, игравшего в первом фильме отца Лидии, пришлось "убить" - из-за обвинений актера в сексуальных преступлениях.
Песчаный червь тоже вернется.
На новые роли Бертон собрал новую порцию звезд. Чего стоит только Уиллем Дефо, играющий актера-покойника, играющего детектива. Или потусторонняя убийца мертвецов в исполнении Моники Белуччи. Джастин Теру сыграл бойфренда Лидии, а Дженна Ортега – ее дочь. А еще есть невероятно яркий эпизод с Дени де Вито.
Поскольку костюмы и обстановка здесь тоже играют основные роли, то Тим Бертон пригласил четырехкратную лауреатку «Оскара» – художницу по костюмам Колин Этвуд (с которой не раз работал, начиная с «Эдварда Руки-ножницы») и художника-постановщика «Уэнздей» Марка Скратона, лауреата премии "Эмми".
Не знаю, как это делает Бертон, но в его фильме актеры выложились по полной. Ужасно радовался возвращению к своей роли Майкл Китон – и его энергия просто брызжет с экрана. Вайнона Райдер, вернувшая себе звание звезды после «Очень странных дел», играет уже не мятежного гота-подростка, а любящую мать, страдающую и от черствости дочери, и от навязчивого бойфренда, и больше всего – от своих экстрасенсорных способностей. Яркая Кэтрин О'Хара едва ли не в каждой сцене перетягивает внимание на себя. Дженна Ортега – с ее фирменной невозмутимостью, под которой кроется уязвимость, очень уместна в роли никем не понятого подростка. Джастин Теру играет дурака – но должен же кто-то раздражать в фильме?
Уиллем Дефо настолько мастерски переигрывает в своей роли загробного детектива, что просто хотелось бы увидеть отдельный сериал с ним в главной роли.
Относительно Моники Белуччи – она милостиво позволяет нам просто наслаждаться ее красотой во всех ее расчлененных проявлениях.
И весь этот макабричный капустник несется в бешеном темпе – с неожиданными поворотами сюжета, с сумасшедшими гегами, с то волшебной, то идиотской музыкой – даже вкраплениями итальянской оперы. И я просто завидую тем, кто впервые смотрит этот фильм.
P.S. Можно было бы назвать «Битлджус» – итогом творчества режиссера. Но! Если не помните (не знаете), то этого биоэкзорциста можно вызвать только трижды произнеся его имя. Первая часть называлась "Битлджус", вторая "Битлджус Битлджус", а, значит, мы можем надеяться, что будет и третья часть. Тем более что задел на продолжение в сиквеле есть.