Сливовий рай: на Полтавщине возрождают сливы-опошенки, о которых писал еще Котляревский

7 сентября в городе Опишня пройдет традиционный «СливаФест».

ФБ Опішнянська територіальна громада

О сливах родом из небольшого городка Опишня Полтавской области писал еще Иван Котляревский в «Энеиде»: «Латин по царському звичаю Енею дари обрядив: Лубенського шмат короваю, корито опішнянських слив». Вспомнив эту цитату несколько лет назад, жители старинного казацкого селения, славящегося гончарным ремеслом, решили возрождать еще одну местную изюминку - опишнянскую сливу. 

Сливовые сады росли возле каждой хаты

О том, что вы попали в сливовый рай, можно догадаться уже на автостанции в Опишне: вас встретят ряды шумных бабушек с ведрами сочных розово-фиолетовых плодов. Их здесь уже несколько лет сажают чуть ли не в каждом дворе. Когда-то в Опишне вместо банальных яблочных садов возле каждой хаты росли сливовые, но потом деревья начали вырубать… И только сейчас городку решили вернуть былую славу с помощью этого фрукта.

Два гектара сливовых деревьев высажены на околице, где с 2019 года проводят фестиваль «СливаФест». На одном из них установили рекорд области: сварили больше 300 литров сливового варенья из полутора тонн слив. С первого года праздник собирал тысячи туристов – на первый приехало около пяти тысяч, на второй – в два раза больше.

- Мы выиграли грант от Украинского культурного фонда на проведение фестиваля – один миллион гривен, - хвастается Коротко про мэр Опишни Николай Ризнык. – Важно, что деньги, которые оставляет у нас турист, остаются в экономике общины. Благодаря фестивалю в Опишню заходят большие инвесторы, строятся комплексы отдыха и отели, развивается туризм. Даже в войну туристический сбор вырос на 500%. В процентах это много, в деньгах – мало, но это демонстрирует тенденцию к увеличению потока туристов. И слива-опошенка играет в этом большую роль - это бренд. Есть у нас и «сливовая» продукция: делаем плакаты, футболки, сумочки со сливами. Так возрождаем традиции и сохраняем культурное наследие.

В центральном парке в Опишне можно увидеть раскидистую сливу Писарди с декоративными пурпурными листьями, а неподалеку – памятник бабушке со сливами. Сливы в ее корзине на солнце переливаются золотом. Есть примета: если их потереть, будут водиться деньги. Ведь опишнянские бабушки с рынка никогда не приходили без денег – всегда продавали все, что собрали.

Первые деньги заработал на сливах

Во время войны фестиваль еще не проводили, но в субботу, 7 сентября, снова соберут местных предпринимателей, хозяек и туристов. Обещают забег, велозаезд, сбор средств для ВСУ, выступления и, конечно же, сливовые угощения.

- Правда, по закону подлости, как у нас фестиваль – так у слив неурожай, - отмечают в горсовете. – А когда не удается провести – то ее девать некуда. Но ничего, все равно хватит.

Мероприятие в этот раз будет не слишком масштабным.

Благодаря фестивалю сливы всего за один год удалось вернуть в список местных достопримечательностей.

- В Опишне особые грунты, здесь много глины-червинки, чем объясняется и популярность у нас гончарного искусства, - объясняет Коротко про Николай Ризнык. – Наши гончарные изделия с удовольствием берут рестораны, продаем их также за границу. В сливах много железа, что также влияет на вкус. Она растет и в других регионах – мы подарили саженцы мэрам городов, с которыми я близко общаюсь, скоро у них будет первый урожай. Но такими вкусовыми и полезными свойствами, конечно, сливы, выращенные не у нас, обладать не будут.

Опишнянская слива - это слива-венгерка. Поздний старинный сорт с высокой урожайностью, не покрывается трещинами на дереве даже в дождливые годы. Созревает к середине сентября.

Николай Ризнык вспоминает: свои первые деньги - две с половиной гривны - он тоже заработал на сливах. Продал ведро слив на автостанции.

- Это было примерно в восьмом классе, - улыбается градоначальник. - Тогда много кто так делал: нарвали в саду, повесили ведро на велик «Украина», поехали на автостанцию, продали, купили себе что-то для души. А теперь слива стала нашей фишкой, как и гончарное искусство. Сам Котляревский подарил нам эту историю.
Уже после первого фестиваля, вместо того чтобы пускать сливы в дворовых садах под топор, жители начали их снова сажать. А местные хозяйки сдувают пыль со старых бабушкиных книг с рецептами и вспоминают вкус старинных блюд, которые раньше были в Опишне едва ли не повседневными.

Катаную опишнянскую кашу готовят во Львове

Когда сливы начали вырезать, о старинных рецептах, например, шпундре, о которой также упоминал Котляревский в «Энеиде» (Був борщ до шпундрів з буряками), начали забывать. Писали об опишнянских сливах, или опошенках, также Панас Мырный, Григорий Квитка-Основьяненко и Иван Пильгук. Сливу эту когда-то возили не только на Сорочинскую ярмарку, но и за границу. Если на рынке торговцы хотели продать свою сливу подороже и побыстрее, говорили: «Покупайте опошенку». Тогда сливы любого сорта покупатели отрывали с руками.

Одна из самых знаменитых слив – это местный чернослив, который здесь называют «гнічена слива». Ее когда-то коптили у специальных печах-сушках, вкопанных в землю. Печки топили дровами, а почищенный фрукт выкладывали сверху на прогретый лист металла. Чтобы сделать «гнічені» сливы, печь следовало растопить пять раз. Важно не передержать. По дровам получалось дорого, что объясняло и цену – еще до войны килограмм таких слив в Опишне продавали по три-четыре сотни гривен. И никогда товар не оставался – бывало, что уже в первые часы фестиваля туристы забирали последний чернослив. Он хранится в банке под прессом – в холодильнике может стоять несколько лет.

Опишнянские сливы - соленые, маринованные или квашеные - добавляют во многие блюда. Например, в шашлык – соленые, в ту же шпундру - подкопченные.

- Сначала была шпундра, а потом появился борщ, когда в нее добавили воду, - с улыбкой делится с Коротко про Николай Ризнык. – Делают шпундру так: свиные ребра обжариваются в казане, добавляете красную борщевую свеклу, специи, чеснок, и долго все тушится. В конце добавляете сливу. Это старый забытый рецепт, но так готовили еще наши предки.

Еще одно местное блюдо – катаная каша. Пшено промывается водой и в большой миске обваливается (катается) в муке. Каждая пшенинка таким образом обволакивается мукой. Затем пшено следует сварить в бульоне. В фестивальное и повседневное меню вернули бабу-шарпанину – это традиционная украинская рыбная запеканка, которую также упоминал Котляревский в «Энеиде». Вспомнили и про напитки - сливянку и варенуху, про вареники и сырники со сливами, варенья и джемы. В Полтаве даже издали книгу на 200 страниц с рецептами из «Энеиды» - «Вкусно с Энеем».

- Это все традиционные блюда нашего региона, которые мы возродили, а сейчас, смотрю, наша катаная каша есть даже в ресторане Клопотенко во Львове, - отмечает мэр Опишни.

Николай Ризнык признается: война притормозила планы вернуть Опишне громкую славу сливовой столицы Украины. Хотя сделали немало в короткие сроки, но планы у местных - грандиозные.

ПОПРОБУЙ!

Шпундра по-опишнянски

Свиные ребра и грудинку жарим с луком, добавляем свекольный квас с порезанной свеклой (свеклы должно быть столько же, сколько мяса), морковкой и капустой, следом – томатную пасту или помидоры. Добавляем чеснок и чернослив («гнічені» сливы), тушим, пока не испарится влага. В конце приправить зеленью и сметаной.