Из-за войны в Черном и Азовском морях, по оценкам Национального природного парка "Тузловские лиманы", погибло около 85 тысяч дельфинов.
Чтобы восстановить их поголовье, нужны особые меры, уверен доктор биологических наук, начальник научно-исследовательского отдела Национального природного парка "Тузловские лиманы" Иван Русев. О том, как выглядит ситуация с дельфинами сегодня и как им можно помочь, он рассказал Коротко про.
Главная проблема дельфинов во время войны - сонары
- Иван, правда ли, что ситуация с дельфинами изменилась в лучшую сторону? В последнее время у вас практически нет постов об этих погибших млекопитающих.
- Как раз сейчас я иду по берегу, ищу дельфинов. Недавно нашли мертвого дельфинчика-белобочку. Видно, что он долго плавал по морю… Одного мертвого дельфина мы обнаружили весной и сейчас нашли еще одного. Но в целом ситуация улучшилась: сегодня корабли российского флота не оказывают существенного влияния на китообразных, они спрятались около Новороссийска и в оккупированном Крыму.
В сравнении с 2022 годом, это сказочная ситуация: мы видим много живых дельфинов в Черном море и мало погибших - уже нет такого влияния войны, каким оно было в начале полномасштабных действий.
До войны тоже была большая проблема - с браконьерством. Пограничники и рыбинспекция давали нелегальное разрешение на вылов камбалы, калкана браконьерам за деньги. Те ставили большое количество сеток, в которые часто попадали и дельфины.
По мнению ученых, только 5% погибших животных вымывает на берег. И если до начала вторжения на берегу моря в нашем парке мы находили 0,07 мертвых дельфинов на километр, которые погибали от рыбаков или браконьерства, то во время активной фазы войны обнаруживали по 8,5 погибших животных на километр - это в сотни раз больше, чем до войны!
Только в 2022 году погибло около 50 тысяч дельфинов. Особенно много умерло морских животных около острова Змеиный во время бомбежек, длившихся несколько недель. В 2023 году мы нашли 20 тысяч погибших китообразных. В течение 2024 года насчитали, по разным оценкам, от 10 до 15 тысяч дельфинов. Погибших животных встречают возле Новороссийска и Крыма.
- Из-за чего такая массовая гибель дельфинов? Это как-то связано с военными кораблями?
- Да, главная проблема после начала войны - не браконьеры, а сонары или гидролокаторы (устройства для обнаружения подводных объектов посредством отправки звуковых импульсов. - Ред.). Дельфины пользуются эхолокацией, чтобы общаться, искать рыбные места для пропитания, а сонары - очень мощные, они легко дезориентируют животных.
Гидролокаторы поражают китообразных, отчего те становятся абсолютно слепыми и теряются в пространстве. Дельфин в таком состоянии не способен ловить рыбу (к слову, он должен съедать от 15 до 30 кг рыбы ежедневно). Из-за отсутствия пищи животное стремительно теряет вес - организм начинает использовать для выживания внутренний жир (нужно понимать, что жир дельфинов очень токсичен, ведь Черное море загрязнено). В итоге, они отравляются накопленными в жире токсинами - их иммунитет падает, они начинают болеть из-за вирусов, которые не вредят организму здорового дельфина. В конце концов, погибают от инфекционных заболеваний.
Несмотря на то что ситуация с дельфинами сегодня выглядит лучше, чем в начале войны, популяция видов китообразных довольно низкая. Мы мечтаем об окончании войны, но нужно понимать: когда она закончится, это еще не будет значить, что все хорошо. Хорошо - это когда больше не орудует толпа браконьеров и рыбаков на Черном море.
Чтобы сберечь дельфинов, нам нужно сделать большой резерват-заповедник, включающий акваторий около острова Змеиный. Благодаря резервату появится шанс на воссоздание популяции дельфинов. Важно, чтобы животных не трогали.
Есть риск, что в Черном море вовсе не останется дельфинов
- А если не будет этого резервата-заповедника, что тогда? Ведь пока на этот счет ничего не известно.
- Если мы идем по варианту "нет резервата", но есть сумасшедшее браконьерство, от которого гибнет по 20-30 тысяч дельфинов каждый год, нас ждет печальная ситуация. В лучшем случае - долгий процесс восстановления. Обновление популяции будет идти крайне медленно: дельфины дают одного малыша в год.
В худшем случае есть риск, что дельфины и вовсе погибнут. Конечно, мы будем страдать без главного игрока в экосистеме Черного моря. Без дельфинов не будет живой экосистемы: они поддерживают жизнь многих видов рыб и других морских животных. Если в Черном море не останется дельфинов, оно перестанет быть живым, как любая экосистема, потерявшая вершину в пищевой пирамиде. Это значит, не будет здоровых популяций рыб и достаточного количества кислорода. Здоровым Черное море может быть только тогда, когда в нем много дельфинов.
Сегодня очень осторожно ставится вопрос о создании морского резервата. Когда мы говорим, что он необходим, Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины нас поддерживает на государственном уровне. Но, к сожалению, Одесская областная администрация блокирует создание резервата. Сейчас у нас с ними полемика. Мы надеемся настоять на своем, это важно.
Украина является стороной соглашения ASCO BANS - это соглашение между Балтийскими и Черноморскими странами о сохранении малых китообразных. Мы обязались их охранять и создавать для них безопасные места. Украина хочет в Европу, а значит, нам нужно сделать этот шаг. В противном случае останемся на задворках цивилизации, нас будут считать дикарями.
- Несмотря на вредное воздействие войны на морских животных, пишут о существовании неких дельфинов-шпионов. Недавно в норвежских водах был найден мертвым кит-белуха Хвалдимир - из-за прицепленной на него камеры его подозревали в шпионаже на Москву. Что вы об этом думаете?
- После Второй мировой войны в Америке, СССР и немного в Украине действительно тренировали дельфинов и белух, в том числе для военных действий. В СССР создали большой океанариум в Севастополе и Казачьей бухте, чтобы тренировать китообразных для шпионских целей. К дельфину могли прикрепить мину, он мог поразить какую-то вражескую цель… Белухи и дельфины очень умные животные, теоретически их можно использовать в военных целях, но это же дикость! Жестокая неэффективная стратегия.
Мы технологически продвинулись, особенно Украина в создании дронов, морских в том числе, - поэтому неразумно использовать животных в военных действиях. Возможно, факт со шпионством имеет место в наши дни, но нужно понимать: это никак не влияет на ход событий. Эффективность от использования морских животных в войне крайне низкая.
Дельфинов из дельфинариев нужно восстанавливать в реабилитационных центрах
- Значит, в целом можно говорить о том, что дельфины чувствуют себя лучше, по сравнению с недавними временами?
- Если сравнивать с началом войны, то безусловно да.
Сейчас от Дуная до Николаевской области ограничен доступ людей к Черному морю. У нас есть информация, что там видят дельфинов. Мы очень рады, что они там есть. Надеюсь, мы скоро одолеем врага, войдем в Европейский союз и сделаем так, чтобы дельфинарии - тюрьмы для дельфинов - перестали существовать. Люди будут наслаждаться дельфинами в Черном море на специальных маршрутах, по которым будут плавать кораблики. А дельфины начнут безопасно жить, воссоздавать свою популяцию и поддерживать в здоровом состоянии наше Черное море.
- Дельфинарии зло - потому что, по сути, являются тюрьмой для животных?
- Во-первых, там удерживают краснокнижных животных. Во-вторых, они содержатся в ужасных условиях, там нет пространства. Дельфинам нужно проплывать ежедневно десятки и сотни километров, а они не могут этого сделать в небольшом дельфинарии. В-третьих, там хлорированная вода. Кроме того, дельфины - социальные животные и должны жить семьями, но не могут. Это издевательство!
Украинское законодательство говорит, что мы можем их забрать через суды, но куда их потом девать? Необходимо создать реабилитационный центр, где животные смогут находиться на передержке. Там они будут учиться ловить рыбу (до этого питались только замороженной). Через сетку дельфины смогут коммуницировать с животными, живущими в дикой природе. Благодаря быстрой социализации они в скором времени смогут жить в Черном море.
Конечно, животные, которые слишком долго обитали в дельфинариях, могут не приспособиться к условиям дикой природы. В этом случае они будут жить в море столько, сколько смогут. В условиях моря их смерть - природный процесс. В любом случае так будет лучше и для дельфинов, и для природы, и для людей.
КСТАТИ
В 60-х годах ХХ века в Черном море обитало несколько миллионов дельфинов. Уже через 50 лет численность малых китообразных упала до нескольких сот тысяч особей. Уменьшение количества дельфинов напрямую связано с человеческим фактором - это действия браконьеров, рыболовные сети, а сегодня - война.
Известен не только как ученый, но и как научный журналист, участник множества экологических экспедиций.
Родился в феврале 1959 года в селе Дмитровка Татарбунарского района Одесской области. После школы окончил с отличием Одесский государственный университет им. И.И. Мечникова. Работал в противочумной станции, которую после преобразовали в научно-исследовательский институт.
В разные годы был руководителем группы мониторинга действующих природных очагов чумы в зоне Аральского моря. Наблюдая за те, как люди убивают Арал, начал активную общественную деятельность по защите дикой природы.
В 1988 году Иван Русев защитил кандидатскую, а в 2013 году - докторскую диссертации по специальности «Экология». Является автором более 550 научных работ, соавтором 14 монографий.
В 2014 году работал в дельфинарии Минобороны Украины, который перевезли из Севастополя в Одессу. С декабря 2015-го по декабрь 2017-го был руководителем Национального природного парка «Тузловские лиманы», с января 2018 года возглавляет в парке научно-исследовательский отдел.