Сейчас на фронте наиболее напряженная ситуация - на Покровском направлении. Около 50 боестолкновений ежедневно, россияне всеми силами пытаются захватить этот населенный пункт. Удастся ли ВСУ его удержать, какие возможные варианты развития событий, повлияет ли на защиту этого направления Курская операция - корреспондент Коротко про узнавал у Александра Коваленко, военного эксперта Украинского центра исследования проблем безопасности имени Дмитрия Тимчука.
Враг создает себе буфер безопасности
– В последние дни несколько выросли темпы продвижения российских оккупантов на Покровском направлении. С чем это связано?
– Я бы не сказал, что сейчас российские темпы наступления выросли. Наоборот, они замедлились. Оккупанты ускорили свои продвижения только на отрезке от Очеретиного до Новогродовки. А так они начинают тормозить, и это связано с тем, что они переориентировались с Покровского направления на юг, на Курахово. Для них сейчас основная задача - захват Селидового, а также выход на Гирняк и северное побережье реки Лозовая. То есть закрытие полностью южного фланга, то, что мы называем Торецко-Покровским направлением.
Если они еще продвинутся километров на 9 в направлении на Покровск, то у них будет такой вытянутый аппендикс, уязвимый как с севера, так и с юга. И они сконцентрировались сейчас на том, чтобы полностью закрыть южное направление и создать буфер безопасности. Это для них самый проблемный участок, где они имеют минимальное продвижение. Так что я могу сказать, что сейчас они как раз затормозились, но не ускорились.
– Но в общем, на этом направлении ситуация критическая?
– Я не могу назвать ее критической. Критическая ситуация может быть, если они перережут наши логистические артерии и будут находиться в пределах административных границ города. Вот это будет критическая ситуация. А сейчас использование такой формулировки недостаточно уместно, она не отражает всю ситуацию, которая очень сложная, но не критичная.
С Покровском есть несколько вариантов развития событий
– Зачем россиянам Покровск?
– Через этот пункт проходит логистика ВСУ, это основной логистический узел в этом районе. Это дорога на Константиновку, Часов Яр, это ближний коридор подвоза. Но даже если эта логистика будет перерезана, будут использоваться другие пути.
- Власть уже призвала жителей Покровска эвакуироваться. Нам придется отдавать этот населенный пункт или нет?
- Я не вижу взаимосвязи между тем, что население должно быть эвакуировано, и тем, что Покровск сдадут. Сейчас вообще непонятно, что будет с Покровском в ближайшее время. Есть много признаков, что может быть такая же ситуация, как с Часовым Яром, где россияне уже год наступают и безуспешно пытаются его захватить. Они уперлись в нашу линию обороны и стоят.
Я пока не могу говорить о том, что Покровск придется сдавать. В зоне боевых действий есть процесс торможения наступления россиян, а также уменьшение направлений одновременного их интенсивного наступления. Следовательно, это говорит о том, что для Покровска есть пауза. Сколько она протянется, зависит от того, как будет держаться оборона южного фланга. Это Селидово, Гирняк, Украинское, район Невельского, это река Лозовая и так далее.
Но если Покровская оборона продержится до конца 24-го года, то для россиян вряд ли хватит ресурсов, чтобы в 2025 году продолжать столь же интенсивное наступление на Покровск. Поэтому есть разные варианты и сценарии. Нет одного, что нужно обязательно что-то сдавать или отступать.
– Аналитики издания Forbes написали, что наши части к югу от Покровска могут попасть в окружение. Насколько это реальная угроза?
– Достаточно просто открыть карту, посмотреть на полевые дороги, на общее пользование путей и сделать соответствующие выводы. Есть пути, позволяющие отойти. Здесь вопрос приказа. Если будет приказ уходить, то они отойдут. Если не будет приказа, они будут на своем уровне принимать соответствующее решение. Поэтому я не думаю, что это произойдет.
Курская операция обладает высоким коэффициентом полезного действия
– Какой смысл захватывать российские территории в Курской области, но отдавать свои на Донбассе?
– А что бы это изменило, если бы подразделения из Курской области оказались на Торецко-Покровском направлении? Ничего бы не изменило. Только усилило бы наши возможности в обороне на три недели дольше. А так в Курской области у нас есть 1300 квадратных километров российской территории, и она расширяется. У нас под контролем российская железнодорожная логистика. Самый большой газотранспортный узел – Суджа - также под нашим контролем, есть много пленных россиян, которых мы уже обмениваем на наших ребят. Помимо этого – это контроль автомобильных дорог в Курской области, и фактически логистика в Курской области постепенно разрушается. Есть перспектива захвата еще одного российского района – Глушковского. И репутационные утраты россиян. И все это делается тем ресурсом, который ничего бы не изменил на Торецком направлении на Донбассе.
– Какова, на ваш взгляд, конечная цель Курской операции, для чего все это делается?
– Все зависит от того, как операция будет развиваться дальше. Поэтому я думаю, что пока рано говорить, какова конечная цель Курской операции. Но именно этот промежуточный этап обладает большим коэффициентом полезного действия.
Американцы дадут разрешение на удары по России
- Курская операция как-то повлияла на ситуацию под Покровском, Торецком?
- Под Покровском пока она не повлияла и в ближайшее время не повлияет. Но когда в Курской области ВСУ захватят 2000 квадратных километров территории, то это уже начнет влиять и на Торецко-Покровское направление. Преимущественно именно потому, что они тратят много ресурсов на захват территории Украины, для освобождения Курской области у них уже не будет сил.
- Только что большая украинская делегация вернулась из Вашингтона. Там они убеждали Байдена в том, чтобы Америка сняла ограничения на удары по российской территории дальнобойным оружием. Удастся ли нам в этом убедить американцев?
- Я думаю, что они в конце концов дадут это разрешение, но я не уверен, что именно в этот раз. В принципе этот процесс происходит, дипломатическая работа продолжается. Это идет поэтапно, не сразу. Наши партнеры, к сожалению, очень медлительны в принятии столь важных решений. Но я думаю, все же результат будет положительным.
Фото:
Главная Фото:
Спикер Военный эксперт Александр Коваленко Фото: ФБ Александр Коваленко