После задержания главы соцсети Telegram Павла Дурова прошло уже несколько дней, но никто толком не понимает, с чем связан арест и что ему вменяют французы. Пока лишь спешно чистятся телеграмные переписки да российские «лидеры мнений» перепугано блеют о свободе слова, чести и совести в Европе, одновременно пиная Дурова за бегство из России и принятие трех иных гражданств – Франции, ОАЭ и Сент-Китс и Невис.
Что было 24 августа?
В субботу, 24 августа, сотрудники французской воздушной жандармерии задержали Павла Дурова в аэропорту Ле-Бурже, куда глава Telegram прибыл из Азербайджана. Поводом для ареста стал ордер на обыск, выданный Национальным управлением французской судебной полиции на основании предварительного расследования. Под стражу Дурова взяли силовики из Управления по борьбе с мошенничеством при таможенном департаменте.
Вместе с Дуровым в самолете находились женщина (предположительно – подруга бизнесмена Юлия Вавилова) и телохранитель. Об их судьбе пока ничего не известно, на связь они не выходили.
В чем обвиняют Дурова?
Конкретное обвинение не выдвинуто, но основная версия - за нежелание сотрудничать с местными властями. Французские СМИ утверждают, что Дурова хотят сделать соучастником таких преступлений как терроризм, оборот наркотиков, мошенничество, отмывание денег, педофильский контент, обращение с крадеными товарами и прочее. Этот список возник из-за того, что Дуров «не модерирует контент» Telegram, из-за чего в каналах этой соцсети происходят все вышеперечисленные преступления.
Сегодня Дурову запросто могут быть предъявлены обвинения по тысячам таких эпизодов. Однако пока это выглядит точно так же, как, например, обвинять Зворыкина в изобретении не менее растлевающего молодежь телевизора, Тимати Ли – в том, что он придумал интернет, где иногда происходят страшные вещи. Да и к Кириллу с Мефодием можно придраться – за изобретение букв, с помощью которых пишутся не только слова «мама» и «мир».
А по данным источников издания Reuters во французской полиции, расследование в отношении Дурова начали из-за его отказа сотрудничать с правоохранительными органами и отсутствия модерации на платформе Telegram.
Какое наказание грозит Дурову?
Павел Дуров официально является гражданином Франции с 2021 года. Исходя из предварительных обвинений, ему может грозить до 20 лет тюрьмы. Выдавать его другим государствам Франция не собирается. Да и в самом Telegram заявили, что не обращались ни к российским, ни к каким иным дипломатическим ведомствам за помощью.
А может, дело в ключах?
Может, поскольку мы имеем дело с одной из самых популярных соцсетей в мире и ее неоднозначным руководителем. Например, есть версия, что во Франции Дуров скрывается от излишне пристального внимания США. Да и с Россией не сложились отношения, как бы сами россияне ни старались убедить мир в обратном.
Камнем преткновения что у американцев, что у русских стали ключи шифрования Telegram. Их страстно хотели заполучить спецслужбы для слежки за переписками пользователей (конечно, для широкой публики причины были названы более корректно и невинно). Правда, ключи шифрования хранятся на устройствах пользователей, а серверы мессенджера их не получают - так работает не только Telegram, но и WhatsApp, Viber, Signal и др. Так что охота за ключами, которых нет, выглядит не особо правдоподобной версией. Тем более в 2017 году Дуров все популярно объяснил ФСБ, и во Франции это тоже слышали.
Впрочем, тогда же Дуров якобы договорился с силовиками в части противодействия терроризму по конкретным запросам ФСБ, и Telegram снискал дурную славу «читаемого» в РФ. Также не забылось, что Дуров подарил россиянам «ВКонтакте», который превратился чуть ли не в официальную площадку госслужб. Пользователи вне России постепенно начали переходить на менее подозрительные сервисы.
Мог ли Дуров специально лететь во Францию?
Вполне. Многолетний конфликт с США и не на такое натолкнет. Американцы имеют к Дурову претензии настолько, что заставили его закрыть блокчейн-платформу TON и остановить выпуск токенов Gram. Да и сотрудничать со спецслужбами все по тем же ключам шифрования он отказался.
Из Франции экстрадиции Дурова не будет – он таки гражданин этой страны. После местных разборок странно думать, что Дурову всерьез предъявят за терроризм! – он может отделаться штрафом/обещанием взять на контроль/небольшим примерным сроком. А после этого – на свободу с чистой совестью, предъявить ему обвинение в других странах будет невозможно, он уже за них понес наказание.
Говорят, его обвиняют в работе на российские спецслужбы?
Ничего не исключено, но прямого обвинения мы пока не услышали. Однако в том же Telegram, в комментариях по поводу задержания отца-основателя, проскакивает «скорее да, чем нет». Так, комментатор канала «ДНОвости» https://t.me/dnovos, оппозиционный блогер Павел Гладков рассказывает следующее:
«В Германии о том, что Дуров работает на ФСБ пресса пишет уже давно. В Германии телеграм вообще не популярен, мало кто знает, что это такое. Основная часть пользователей телеграм в Германии, как я понимаю, приходится на русскоязычных мигрантов (коих тут несколько миллионов), а также... на ультраправых с львиной долей на Саксонию...
Абсолютно все правые партии Германии находятся на полном экономическом содержании России - это здесь ни для кого не секрет. Отличительная особенность всех таких каналов в том, что… они, по сути, в ноль копируют всю российскую повестку. Эта особенность всегда во мне пробуждала определенные сомнения.
Совсем подозрительным я стал после того, как Дуров дал первое в своей жизни интервью, и из тысяч журналистов мира выбрал для этого именно путинско-трамповского холуя в лице Такера Карлсона... Ну и финальной точкой стало одновременное пребывание Путина и Дурова в Баку».
Также Гладков просит обратить внимание на переполох в среде российских военных, «военкоров» и пропагандистов, которые чистят переписки и гадают, чем обернется задержание Дурова: сливом всего «телеграмного» компромата россиян недружественным французским спецслужбам или Паша будет биться за свободу мысли и слова аки лев?
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Президент Франции Эммануэль Макрон в соцсети Х прокомментировал задержание Дурова словами, что это не было политическим решением, а «в рамках продолжающегося судебного расследования».
- Я читаю здесь ложную информацию о Франции после задержания Павла Дурова. Франция, как никогда, привержена свободе выражения мнений и коммуникации, инновациям и предпринимательству. Так и останется. В условиях верховенства закона, в социальных сетях, как и в реальной жизни, свободы реализуются в рамках, установленных законом для защиты граждан и уважения их основных прав. Обеспечение соблюдения закона возложено на суды, обладающие полной независимостью, - написал он.