Банкротство банка "Альянс": регулятор ждет осени?

Нацбанк до сих пор не согласовал новое руководство финучреждения и "держит лицо" перед международными партнерами.

Национальный банк Украины уже три месяца не согласовывает назначение нового руководителя банка "Альянс". Это может означать подготовку к выводу финучреждения с рынка и желание закрыть имеющиеся международные проекты банка, в которые он, вероятно, случайно попал вместе с двумя государственными структурами – Укргазбанком и Укрэксимбанком. Вполне возможно, что по этой причине НБУ также сохраняет тишину в общении с медиа относительно накопившихся проблем в Альянсе и, несмотря на многочисленные нарушения, позволяет учреждению работать. Кроме того, нельзя исключить, что решением НБУ руководит "государственный интерес": в случае банкротства и вывода с рынка не будет погашен долг перед государственной компанией Укрэнерго по гарантиям на 1,7 млрд грн.

В команде замена

23 мая 2024 года банк "Альянс" наконец-то уволил с должности председателя правления Юлию Фролову. Ее объявили в международный розыск еще в январе 2024 года в рамках расследования Национальным антикоррупционным бюро дела о хищении средств "Укрэнерго" и ООО "Юнайтед Энерджи", приближенного к Игорю Коломойскому. Роль банка в этой сделке заключалась, по версии следствия, в том, что финучреждение выдало гарантии для "Юнайтед Энерджи" из в заведомо завышенной сумме, с превышением полномочий, а впоследствии отказалась гасить эти гарантии перед "Укрэнерго", когда частная фирма не рассчиталась за поставленную электроэнергию. Скандальная закупка произошла в марте 2022 года, после чего НАБУ возбудило дело о хищении 716 млн грн. госкомпании. Это сумма установленного ущерба государства. Вся же сумма гарантий, которую "Укрэнерго" пытается взыскать с "Альянса" из-за гражданского иска - 1,2 млрд грн, тогда как общая сумма гарантий составила 1,7 млрд грн.

По данным СМИ, Фролова управляла банком из-за границы еще с марта 2022 года. И по ходу расследования было ясно, что она будет одним из ключевых подозреваемых. В марте 2024 года досудебное расследование было завершено и дело передано в суд. Через несколько недель спустя в ней произошел неожиданный поворот: на взятке задержали адвоката и партнера компании Miller Алексея Носова. Его предпринимают попытку дать взятку в $200 тыс. детективам НАБУ и прокурорам САП в интересах банка «Альянс», чтобы они изменили подследственность. Это позволило бы вывести дело из-под юрисдикции антикоррупционной вертикали, превратив дело, например, в "мошенничество". И тогда решить вопрос с судимостью и вообще успешным расследованием, вероятно, было бы гораздо легче.

Поскольку "операция"сорвалась и Фролова остается подозреваемой НАБУ и подсудимой Высшего антикоррупционного суда, в банке решили "по-тихому" уволить ее с должности и назначить и.о. о председателя правления. Им стал первый заместитель председателя правления Виктор Буркиця. В этой должности он работал с мая 2021 года, а до этого – с 2017 года заместителем председателя правления. До Буркицы в должности первого заместителя председателя правления работал фактический бенефициар банка "Альянс" Павел Щербань. До "Альянса" Буркица работал в не менее печально известных финучреждениях - "Укрстройинвестбанке" (сначала принадлежал застройщику Нверу Мхитаряну, затем зятю Юлии Тимошенко Артуру Чечеткину), а до этого - в "Авант-банке" (группировке окружения Валерии Гелетеи) также экс-губернатора Николаевской области Алексея Савченко). Несмотря на столь богатый банковский опыт, Нацбанк уже третий месяц подряд не утверждает Буркицу в должности, что может свидетельствовать либо о сомнениях в добродетели репутации, либо о том, что скоро эта должность станет неактуальной из-за вывода банка с рынка.

С вещами на выход

Причин для такого решения скопилось немало. Во-первых, регулярное невыполнение банком финансовых гарантий, предоставляемых коммерческому бизнесу. Кроме истории с Укрэнерго, в судебном реестре можно найти немало других свидетельств о том, как банк не только не выплачивает гарантийные обязательства, но и берет их на себя в значительно больших объемах, чем это позволяют нормативы НБУ. Примечательно, что в рекламном материале о себе на сайте NV банк кичится именно банковскими гарантиями как своим основным продуктом: само учреждение оценивает свой объем выданных гарантий в 6,5 млрд грн. и долю рынка в 9%. Конечно, авторы рекламной заметки не указывают, что 1,2 млрд грн. из этого объема – это долг перед Укрэнерго, а еще около 500 млн грн. – это другие непогашенные долги в нефтегазовом секторе и секторе инфраструктуры.

Также в статье банк хвастается тем, что является единственным частным учреждением, получившим финансирование для поддержки малого бизнеса от Международной финансовой корпорации (IFC, структура Всемирного банка). Действительно, такой факт имеет место: IFC выделила "Альянсу" $11 млн еще до начала полномасштабного вторжения России. Другими партнерами корпорации в Украине являются Укрэксимбанк и Укргазбанк, государственные банки. В интервью 2024 года глава представительства IFC в Украине Елена Волошина упоминает о партнерстве с банком "Альянс", но без подробностей. При этом в медиа - кроме рекламных публикаций самого "Альянса" - не найти хоть какие-то упоминания об успешной реализации этого проекта.

Причина может скрываться в том, что IFC выдала деньги финучреждению с очень сомнительной репутацией, а прекратить сотрудничество, признав свою ошибку – будет ударом уже по имиджу самой структуры и рискового департамента. Все злоупотребления "Альянса" всегда были на виду. К примеру, многочисленные нарушения, связанные с пренебрежением правилами финансового мониторинга. Речь идет о выписанных Нацбанком штрафах за злоупотребления с облигациями внутреннего займа, целью которых могла быть легализация криминальных доходов, игнорирование анализа финансовых операций клиентов, активная работа с незаконным игорным бизнесом. Также в перечне клиентов "Альянса" долгое время была платежная система GlobalMoney (в СМИ ее связывали с деятелями времен Виктора Януковича), через которую злоумышленники финансировали деятельность незаконных террористических группировок "ЛНР" и "ДНР". GlobalMoney обвиняли в выводе из Украины не менее 6,5 млрд грн. С них близко

800 млн вывели из-за схемы с оператором торговли электроникой - компании "Алло", одного из партнеров GlobalMoney в Украине, которые продавали "электронные деньги" прямо на своих кассах. Банк "Альянс" был фактически эмитентом этих средств. Кроме того, «вывод средств» – это одна из статей, по которой СМИ могут увязывать «Альянс» и его деятельность с Фирташем. Согласно одному из производств, через банк в 2017-2018 годах руководство облгазов Фирташа могло незаконно выводить средства, что привело к значительному увеличению долга перед Нафтогазом. Так что, конечно, такому банку не стоит давать международное финансирование. Его лучше вообще вывести из рынка.

Молчание Великолепного

Так почему же с этим медлит Национальный банк? И почему игнорирует запросы украинских и западных медиа на вопрос о реальном положении дел в банке "Альянс". Первая возможная причина – формализация результатов проверки, которые должен был провести Нацбанк в Альянсе, как в учреждении, систематически игнорирующем требования финмониторинга. Формально у банка будет несколько недель, чтобы устранить причины замечаний. Однако систематическая стратегия руководителя учреждения Павла Щербаня на вывод активов из банка и создание ряда "запасных аэродромов" указывает на то, что вырулить из пике на этот раз не удастся, о чем уже предупреждены, вероятно, и миноритарные акционеры.

Вторая причина – не желание терять лицо перед международным партнером – IFC, который вполне можно предположить при оценке рисков сотрудничества с “Альянсом”, полагался также на мнение НБУ. Впрочем, эту причину можно обойти, как это произошло в случае с Мегабанком. Харьковское финучреждение, напомним, регулятор, не моргнув глазом, вывел с рынка несмотря на то, что в его акционерах были и те же IFC, и Европейский банк реконструкции и развития, и даже немецкое правительство.

И напоследок – такая выборочная слепота НБУ может привести и вероятнее всего, что приведет к потере государством 1,7 млрд грн, а также средств других компаний и более 2 млрд грн. депозитов населения, если однажды – когда НБУ все-таки решит вывести его с рынка – от банка “Альянс” останется только стол и два стула.