Херсонский арбуз и баранина Фрумушика: региональные продукты, ставшие украинским брендом

Названия, которые правильно применяются только на основе их географической локации.

seattletimes.com

Говорим «брынздя» - и сразу представляем долины Карпат. Так "работает" географический бренд. Что же это за определение, а также о полосатом символе устойчивости украинцев, печальной истории мелитопольской черешни и секретах изготовления карпатской брындзи – в материале Коротко про.

Гарантия оригинальности продукта

Цивилизованный мир давно хранит свои географические указания для местных товаров. Да, только в итальянской провинции Парма производят сыр «Пармезан», и если такой же, по вкусу и текстуре, сыр сварят, к примеру, в наших Карпатах – продукт не будет иметь право называться пармезаном.

Вот такая строгая система защиты региональных продуктов, действующая в Европе еще с середины прошлого столетия. Цель ее достойна: для потребителя – это гарантия оригинальности продукта, для производителя - конкурентные преимущества, возможность увеличивать объемы сбыта, защита от недобросовестной конкуренции. А для определенного региона - географическое указание, или, как говорят в народе, бренд – важный туристический интерес, помощь в сохранении местных традиций, развитие локального бизнеса и, как результат, увеличение поступлений в местные бюджеты налогов.

Конечно, на итальянский пармезан не претендуем, ведь имеем свои продукты с географическим указанием. И хотя таких достаточно в каждом уголке Украины, официально зарегистрированы лишь некоторые.

Полосатая ягода из Херсона

И до войны херсонский арбуз был деликатесом. А сейчас и подавно! Более того, с начала полномасштабного вторжения – еще и символ устойчивости херсонцев. Наиболее известный арбуз, памятный знак «Дары Херсонщины» у села Осокоровка (Херсонщина), несмотря на постоянные обстрелы, стоит на своем месте, хоть и иссечен осколками и обстрелян. И развевается на нем сине-желтый украинский флаг.

На официальном уровне херсонский арбуз недавно получил статус географического бренда. Уточняем: такое признание имеют только бахчевые, выращенные на песчаных почвах Таврического края в Скадовском.

К сожалению, сейчас эта ягода в дефиците из-за долгой оккупации и постоянных обстрелов местного региона. Потому вкус его можем только вспомнить. Сочный, хрустящий и очень сладкий, ведь содержит высокий уровень сахара. Мякоть арбуза плотная, насыщенного розового или красного цвета.

Кстати, заявку на регистрацию географического указания подал общественный союз «Ассоциация производителей херсонского арбуза», представители которого сейчас защищают Украину на фронте.

Мелитопольская черешня

Не сорт «Мелитопольская черная», а именно ягоды, выращенные в Мелитополе, сейчас на украинских рынках не найдете. Мелитопольские черешни под оккупацией.

Темно-красного цвета, ароматная, сладкая и сочная ягода известна еще с XIX века. Почти сотню лет местные селекционеры работали над сортом, который был не только урожайным, но и имел определенную изюминку. Ученым удалось добиться цели.

Мелитопольская черешня – это продукт элитного класса. Выращивается только в самом Мелитополе и возле него на обоих берегах реки Молочная. Благодаря песчаным мелитопольским почвам, тамошнему климату такая черешня содержит идеально сбалансированные сахара и кислоты, то есть нет лишней кислинки во вкусе или приторной сладости. А каждая ягодка как на подбор большая, с блестящими боками, еще хорошо хранится как товар.

Бренд "Мелитопольская черешня" официально зарегистрирован в Министерстве экономики Украины еще в 2020 году. Но это не остановило врагов. После оккупации Мелитополя и окрестностей Россия зарегистрировала украинское географическое указание "Мелитопольская черешня" в своем реестре как российское.

Гуцульская брындзя

Это традиционный сыр, который производят в Закарпатье, Ивано-Франковской области и части Черновицкой области. Более того, продукт – пионер, ведь был первым официально зарегистрированным географическим брендом Украины. А для жителей Карпат брындзя – это часть жизни. До сегодня этот сыр из овечьего или коровьего молока изготовляют по традициям предков еще с XV в.

Изготовление овечьей брындзи – огромное событие. Проходят века, меняются поколения, но каждый год, примерно 20-25 мая, овцеводы со стадом, под песни, танцы, звуки трембит идут на горную долину и остаются там вплоть до конца сентября. Все 4 месяца животные и люди проводят в горах. Там овцеводы изготавливают овечий сыр.

Для брындзи нужно свежесдоенное молоко. А выдоить овцу довольно сложно, говорят, животное только на первый взгляд смирное, а на самом деле с характером. Свежее молоко процеживают через несколько слоев марли, на которую еще и кладут свежие ветки ели (для приятного аромата и как своеобразное сито). Переливают в деревянную бочку, добавляют специальный сычужный фермент – «кляг», или «гляг». Вот этот фермент в магазине не купишь, потому что делают его самостоятельно и заранее из желудка молочного теленка или ягненка. Под действием фермента молоко сворачивается.

Тогда ватаг (главный овцевод) тщательно перемешивает жидкость. Постепенно творог отделяется от сыворотки. Его выкладывают в марлю и подвешивают минимум на 7 дней, чтобы и лишняя сыворотка стекла, и сам продукт созрел. В таком виде сыр уже вкусный, но это еще не брындзя, а будз. После созревания будз перемалывают, перетирают с солью, перекладывают и прессуют в деревянные бочки. Это и есть брындзя.

Карпатский мед

Не акациевый, а именно горный мед является самым ценным. А все потому, что собран в экологически чистых регионах. Без посторонних примесей карпатский мед пахнет травами, во вкусе нет какой-то терпкости, и хотя, как всякий мед, сладкий, его хочется есть ложками. Вкусный!

А пчеловоды утверждают, что горный мед еще и чрезвычайно полезен, потому что горные травы накапливают больше витаминов и минералов, чем та же ромашка или липа в загрязненном городе. К тому же карпатские пчелы производят большое количество разных ферментов. Поэтому их мед обладает бактерицидными свойствами. А еще содержит:

Ложка карпатского меда к чаю ежедневно поможет организму побороть немало болячек, например желудочно-кишечных. Также продукт повышает иммунитет, укрепляет организм, успокаивает перевозбужденную нервную систему, ингибирует рост патогенных микроорганизмов.

При всех этих преимуществах карпатский мед все же не имеет звания географического бренда. Но это пока, потому что заявка на такую ​​регистрацию уже находится у чиновников Министерства экономики Украины.

Баранина Фрумушика

Большинство украинцев и не слышали о таком сорте мяса. Поэтому исправляем эту ошибку, ведь баранина Фрумушика - уже географический бренд Украины.

Фрумушика – река в Одесской области, а именно в Болградском районе. Это уже Южная Бессарабия, та самая Тарутинская степь - известный район овцеводства. Есть несколько археологических свидетельств о том, что овец здесь разводили с V тысячелетия н. э. Местное население выводило разные породы этих животных, преимущественно чушку, цигай и каракуль. Такие местные породы, многовековая практика скотоводства, а также высокое качество местной растительности являются основными факторами того, почему баранина из этих мест стала географическим брендом.

Привычные виды вблизи реки Фрумушика: стадо овец свободно гуляет по лугу, пасется там, где пожелает. Очевидно, что животных лишний раз не ограничивают в свободе, а их основной рацион – это разнообразные степные травы.

Такая диета и выше упомянутые факторы работают на бренд «Баранина Фрумушика». Это очень нежное, но структурированное мясо. Конечно, лучше попробовать такой деликатес в одном из тамошних ресторанов, потому что он уникален по своему вкусу. Это не привычная баранина. Мясо овцы из долины Фрумушика не имеет постороннего резкого запаха. На вкус сладковатое. И что любопытно: чувствуются травяные нотки, легкий ореховый привкус.

Справка Коротко про

Географическое обозначение – наименование места, идентифицирующего товар, происходящий из определенной географической территории. Такой продукт обладает особым качеством, репутацией или другими характеристиками, обусловленными главным образом этим местом происхождения, и хотя бы один из этапов производства которого (изготовление, добыча, переработка, приготовление) осуществляется на определенной географической территории. Географическое указание регистрируют на неопределенный срок, его не нужно восстанавливать.

Кроме вышеприведенных примеров, географическими брендами являются «Кролевецкие полотенца», «Петриковская роспись», «Закарпатское вино».