Споры вокруг новости о сносе дамб на реке Тиса в Закарпатье не утихают уже несколько недель. Одни считают дамбы и даже их остатки туристической достопримечательностью, кто-то сетует, что лучше бы восстановили – все-таки они задерживают воду и защищают от затоплений, а кто-то выдвигает версии, что это делается для того, чтобы усилить течение Тисы.
Построили при Австро-Венгрии, чтобы сплавлять лес
Имеет ли какая-либо из этих версий право на жизнь и для чего на самом деле сносят дамбы? В этом Коротко про помог разобраться основатель и директор ГО «Дунайско-Карпатская программа», кандидат биологических наук Богдан Проць.
Богдан Проць первым делом уточняет: дамбы, которым уготована участь быть снесенными, стоят не на самой Тисе, а на ее притоках либо небольших ручьях и речушках: Квасном, Белом и Богдане. Они уже давно не выполняют никакой функции, кроме одной – разрушения дорог, в том числе туристических - на ту же Говерлу и еще нескольких того же уровня. Появились они здесь при Австро-Венгрии – их построили, чтобы облегчить сплав леса по реке.
- Это было общей тенденцией по всем Карпатам, не только Украинским, - объясняет Богдан Проць. - В Альпах тоже строились такие дамбы. Когда уровень воды поднимался, открывали шлюзы, через которые сплавляли лес.
Делалось это следующим образом. Между собой сматывали проволокой несколько десятков бревен, которые вместе с бегущей водой уплывали вниз. Были даже специальные рабочие, обязанностью которых было управлять этими «плотами» - избегать мелководья и валунов на больших реках – бокораши. Раньше это было традиционным ремеслом в горах. Название происходит от «бокор» - плот на местном диалекте на Бойковщине и Гуцульщине. Их труд считался опасным: могло и ногу между скользких колод зажать, а можно было и в воду улететь от удара плота о камни, которых в горных реках предостаточно. Когда появилась техника, необходимость в бокорашах отпала. Говорят, на Гуцульщине последний такой плот ушел по Черемошу еще в 1979-м, а на Бойковщине и того раньше – в 1940-х годах. Сплавлять лес по реке таким образом официально запретили в 1995 году.
С тех пор дамбы, в том числе и на Тисе, забросили – они стали никому не нужны. И постепенно их съедало время, пока деревянные кляузы (плотины. - Ред.) не превратились в труху.
Разрушается туристическая дорога на Говерлу
Верховье Тисы после сноса этих прогнивших бревен на двух реках и одной каменистой насыпи на третьей останется вообще без дамб, за исключением одной – Говерлянской. Она еще в сносном состоянии и привлекательна для туристов. Ее трогать не планируют.
- Цель сноса дамб – сохранение дорог и самих рек. Дамбы уже никакой функции не выполняют, культурной ценности не имеют, это только аварийные преграды, - объясняет Богдан Проць. – После этого уровень воды упадет, вода будет легче проходить, не будут создаваться заторы на определенных участках, уничтожаться склоны и дороги - и они будут безопасными. Это критически важные вещи для людей и природы.
Как рассказывает Богдан Проць, вода возле ручья Белый разрушает туристическую дорогу на Говерлу. Когда-то «в помощь» почти разрушенной Австро-Венгерской дамбе построили еще одну, но получилось, что «хотели, как лучше, а получилось, как всегда». И дорога продолжила разрушаться.
- На Богдане река делает поворот 90 градусов, и из-за остатков дамбы там скапливаются огромные камни, - продолжает Богдан Проць. – Когда идет большая вода, то несет остатки деревьев, веток и прочего, и возникает затор. Здесь уровень воды периодически поднимается на десять метров и подмывает склон, что привело к его разрушению. 30 метров склона осыпается, теряются ценные редкие породы деревьев – это территория Карпатского биосферного заповедника. Склон нам придется укреплять и делать новые насаждения.
Ну а в один «прекрасный» момент остатки дамбы прорвет, и огромная масса воды уйдет вниз. Там – мост, который уже был разрушен водой, но восстановлен.
За осыпавшимся склоном, по которому уже опасно спускаться, начинается дорога к Карпатскому биосферному заповеднику – к туристической зоне.
Из-за мини-ГЭС на Прикарпатье исчезли реки
Возле притоки Тисы, реки Квасны, по словам нашего собеседника, из-за разрушенной дамбы вода затапливает дорогу. Ни спасатели, ни сотрудники заповедника по ней проехать не могут.
- Как-то на Квасном сошел 50-метровый селевой поток, который принес камни и разрушил дорогу. И пока заповедник не арендовал трактор и ее не восстановили, мы не могли проехать, - говорит Богдан Проць. – Потом накопившаяся вода идет ниже по течению и разрушает мосты и дома. Местные и туристы не смогут ходить по этим местам. Это вопрос безопасности даже при походе на ту же Говерлу. И спасателям нужен проезд, чтобы помочь попавшим в беду людям. Безопасность наиболее важна.
- Представьте, что кто-то пошел в горы, сломал ногу, и к нему не могут добраться, - объясняют сотрудники ГО «Дунайско-Карпатская программа». – Также местные люди не могут ходить за грибами или ягодами, эта дорога вообще недоступна во время таких затоплений – по ней течет река по колено и выше. Так было в последний раз. Паводки на Закарпатье были, есть и будут – тут с ними живут.
Как отмечают в ГО, в Европе за последний год снесли полтысячи таких искусственных преград на реках. Это облегчает жизнь и рыбам, и возвращает естественное течение реки, и помогает избежать риска прорыва дамбы.
Тем же, кто выступает за сохранение или восстановление дамб, сотрудники ГО «Дунайско-Карпатской программы» настоятельно рекомендуют поехать в Верховинский район Ивано-Франковской области и посмотреть, во что благодаря мини-ГЭС превратились реки. Вернее, куда они подевались – местами их уже нет. Если это отдаленные места, люди остаются вообще без воды. И даже в Закарпатскую область в определенные годы ее уже приходилось возить. Конечно, в этом виноваты не только ГЭС и дамбы, но и изменения климата и вырубка леса, что еще больше усугубляет проблему с водой, но кому от этого легче…