Социолог Дмитрий Громаков: Молчание власти о начале Курской операции – продуманная информационная тактика

Эксперт по коммуникациям рассказал о том, что происходит сегодня на информационном фронте.

REUTERS \ nbnews.com.ua

Руководство Украины хорошо спланировало информационное сопровождение Курской операции. Сначала официальные лица Украины не комментировали происходящее, что привело к битве информационных нарративов с обеих сторон. И пока последнее слово в ней – за Украиной.

Российские пропагандисты оказались практически не готовы к такому развитию событий и сейчас в авральном режиме пытаются создавать что-то в ответ. Впрочем, это удается им плохо.

Об информационной кампании, сопровождающей Курскую операцию ВСУ, и ответной реакции россиян Коротко про рассказал заместитель руководителя Международного центра противодействия российской пропаганде Дмитрий Громаков.

Российская пропаганда до сих пор не знает, как оценивать ситуацию

– Как вы оцениваете информационное сопровождение Курской операции украинской стороной?

– Пропагандистский эффект, без сомнения, есть. В этом аспекте можно сказать, что все, что сейчас делается, делается достаточно профессионально и правильно. Как бы то ни было, но первые последствия Курской операции мы уже видим – российская сторона постепенно отводит свои войска с горячих участков украинского фронта, из Волчанска и других пунктов Восточного направления. Пусть пока небольшие подразделения, но все равно это облегчает ситуацию там.

В дальнейшем нам нужно будет готовиться отвечать на гуманитарные вопросы. Что мы будем делать с этими захваченными территориями и как правильно общаться с живущими там людьми. Это те направления, по которым нужно системно работать, поскольку мы уже открыто заявили, что там находятся наши военные и что мы контролируем эту территорию. Также следует понимать, что мы будем делать экономически с этой территорией.

Что касается российской пропаганды, то она до сих пор приходит в себя от этого всего и еще не до конца поняла, каким образом оценивать ситуацию. Поэтому российский эфир сейчас не слишком обременен темой Курского наступления ВСУ. Каких-либо утвержденных и единых нарративов их пропаганды еще нет. И даже Путин, который должен задавать тренды, пытается большей частью не комментировать эту ситуацию, ожидая результатов работы своих военных.

– Это правильно, что украинские официальные лица достаточно долго ничего не комментировали по Курской операции? То есть мы использовали любимую российскую тактику: "нас там нет"?

– Действительно, это была правильная информационная тактика. Я думаю, что были сделаны выводы из прошлогоднего наступления, о котором все рассказывали в подробностях – куда мы будем идти, какими силами и средствами. Поэтому россияне приготовились к этому, и наступление было сорвано. На этот раз все было сделано так, как нужно. И это принесло успех, ведь отказ от предварительного пиара дает положительные результаты.

– А как вы считаете, чья ИПСО сейчас эффективнее, наши или российские информационные операции?

– Здесь нужно разделять, на какие целевые аудитории направлены конкретные ИПСО. Российские больше нацелены на внутреннюю аудиторию и пророссийские силы в мире. Наши – на весь цивилизованный мир. Мы стараемся также достучаться и до россиян, но пока таких последствий, которые были бы выражены в каких-то конкретных действиях, направленных на деэскалацию ситуации или повышение уровня невосприятия войны, среди российских аудиторий не фиксируем. Поэтому эта информационная борьба будет продолжаться, и последствия мы увидим через неделю-две.

Роспропаганда была не готова отдавать свои территории

- То есть выходит, что на этом направлении мы побеждаем россиян – они оказались информационно не готовы к такому развитию событий?

– Они не были готовы коммуникировать о том, что им приходится отдавать свои территории. Но сейчас они нашли такую ​​формулу: мол, они запускают ВСУ на свою территорию, а дальше будут их уничтожать. Практически российская пропаганда дублирует нашу историю начала войны 2022 года. Когда россияне зашли в Украину, а мы успешно выгнали их со значительной территории. То есть роспропаганда возьмет эту кальку и будет по ней отрабатывать.

Мы сейчас уже видим, что российские военкоры немного пришли в себя и в основном показывают кадры якобы уничтоженной украинской техники. Тем более что, с информационной точки зрения, у них очень хорошо выстроена машина пропаганды.

– В русских пабликах – истерика. Сначала было «все пропало», потом появился супергерой – раненый военкор Поддубный. Чем вызваны такие крайности русских пропагандистов? Они так пытаются нивелировать наше наступление?

- С одной стороны, нивелировать, а с другой - есть такая корпоративная солидарность. То есть они показывают творческую героику этой войны. К тому же они пытались именно Поддубным отвлечь внимание и разыграть его ранение на международных площадках. Мол, смотрите, украинская армия убивает журналистов. Таким образом, они хотели создать нам проблемы и разрушить репутацию Украины в мире.

Но когда они увидели, что этот нарратив не работает на международное сообщество, то поняли, что это не та карта, которую можно в дальнейшем ориентировать на целевую западную аудиторию. И о Поддубном сразу же забыли.

– Таков аспект российской пропаганды – они даже не смогли донести своим гражданам, как следует эвакуироваться. О чем это говорит, по-вашему?

– Действительно, сейчас нет никаких свидетельств о том, что россияне вообще выходили на наши подразделения для того, чтобы сформировать гуманитарные коридоры для эвакуации своих граждан. Кажется, они не беспокоятся об этом. Для российской власти люди всегда были какой-то мелочью. Поэтому нам нужно эту гуманитарную тематику поднимать уже сейчас, пока они не подготовились и не стали рассказывать о жертвах украинской оккупации.

Мир еще находится в системе оценки Курской операции

– Некоторые эксперты пишут, что от умалчивания ситуации в Курской области российская пропаганда перешла к реализации "операции информационного прикрытия". Что, мол, украинцы совершают военные преступления, не хотят переговоров, Запад от них отказался - и ответ России будет жестким. Работают ли эти тезисы на мировое сообществе?

- Мир еще находится в системе оценивания – что именно происходит, потому что для широкой публики это новая тема. Но по оценкам, которые мы услышали с первых дней, мы можем сказать, что мир понимает потребности Украины и готов говорить о помощи.

– Британия официально запретила нам использовать свои дальнобойные ракеты Storm Shadow на территории России. Как это пропагандистски сработает на Россию?

– Вряд ли сработает. Максимум, что они могут попробовать, так это сказать, что Британия вроде бы выступает против нашей операции в Курской области. Но это не повлияет существенно на складывающуюся ситуацию.

– Сейчас в социальных сетях есть очень много видеороликов, как наши военные уничтожают российскую технику, солдат. Это внушает оптимизм. А согласно официальной информации с фронта – мы отдаем некоторые свои населенные пункты. Это приводит к унынию. Как на рядового украинца действует это несоответствие?

- Рядовой украинец прекрасно понимает: чтобы снять напряжение на одном участке фронта - нужно создать напряжение на другом. Именно поэтому люди адекватно относятся к тому, что началась операция в Курске. То есть здесь нет никакого противоречия между видео и реальностью.

– Где западные СМИ преимущественно берут информацию о Курской операции?

– Они пользуются официальной информацией от наших ответственных лиц, то есть из Генерального штаба, от главнокомандующего и от наших политических руководителей. То есть это официальные заявления МИД, Офиса президента и его советников. Сейчас достаточно источников, чтобы удовлетворить все информационные потребности СМИ.

- Где бы вы посоветовали брать информацию для объективного понимания ситуации?

- Только из официальных источников и анализировать то, что видите своими глазами. Все остальное может быть манипуляцией, какими-либо алгоритмами, которые используются в соцсетях для продвижения того или иного контента. Поэтому лучше опираться на информацию, которая идет из официальных источников.