Телеграм-каналы и YouTube полны видео с русскими солдатами, в том числе кадыровцами, захваченными в плен во время Курской операции. По разным данным, их уже от 1000 до 2000 (последнюю цифру приводят из ссылки на российские мессенджеры. – Ред.). Так или иначе, все равно много.
Связанные руки, замотанные глаза... Сидя на полу, они трусливо прижимаются друг к другу, очевидно, боясь дальнейшей судьбы. Что же ожидает их, интересовалась журналист Коротко про.
Убийцы, но не преступники
Руки и глаза пленникам завязывают из соображений безопасности, в том числе и их собственной, объясняет военный эксперт Олег Жданов.
- Такой человек не имеет возможности ориентироваться в пространстве, а значит, не способен к агрессии. То есть не совершит нападения или попытку побега, а потому не вызовет насильственных действий по отношению к себе. Когда пленных доставят в специально приспособленное для них место, им возвращают свободу движений.
После захвата и обезоруживания пленных военные отвозят их в места временного пребывания, где готовят к отправке в специально созданные лагеря.
В Украине таких два - "Запад 1" в селе Заклад Стрыйского района Львовской области и "Запад 2" в селе Сказинцы Могилев-Подольского района Винницкой области. Это бывшие исправительные колонии, расположенные недалеко от границ с Польшей и Молдовой. Локации выбраны неслучайно. Женевская конвенция требует, чтобы военнопленных содержали в местах, самых отдаленных от театра боевых действий.
– Организация жизни военнопленных регулируется именно Женевской конвенцией, а не украинским Уголовно-исполнительным кодексом, – объясняет юрист Игорь Михайлов. – С точки зрения международного права, человек, задержанный в военной форме, с оружием в зоне, где идут бои, не является преступником. Он имеет статус комбатанта - военного, который "работает" на войне, а потому имеет право стрелять в таких же военных и убивать их. Судить комбатанта как преступника можно только в том случае, если он направит оружие против мирного населения. Именно поэтому в отношении военнопленных применяется понятие "лагерь", "содержание", а не "тюрьма" или "наказание". Это территория изоляции, где предстоит ждать обмена или окончания войны.
В одну не умещались
Первый лагерь для пленных - " Запад 1 " - открыли через несколько месяцев после полномасштабного вторжения. В начале июня 2022 года министр юстиции Денис Малюська показал спальню и комнату отдыха с телевизором, что действительно напоминало старый пионерский лагерь. Простенько, но функционально.
Ориентировочно такие же условия созданы в "Западе 2", который открылся осенью 2023 года. Из открытых источников известно, что на переоборудование колоний под лагерь было направлено около 3,2 миллиона гривен. Расходы были вынуждены – пленные уже не помещались в "Запад 1", а уплотняться не позволяла та же Женевская конвенция. Она предъявляет требования как к индивидуальному пространству комбатанта, так и ко всему его образу жизни в плену.
Работа нетяжелая, заработок идет на вкусности
Военнопленный полностью находится на государственном содержании. Включая все виды медицинских услуг – от пломбы на зубе до сложной операции, если в такой есть необходимость. В то же время у него есть возможность зарабатывать деньги, на которые отовариваться в местном магазине – в лагерях сохранились рабочие цеха, которые создавались для колоний.
Работа нетяжелая – плетение из лозы, обработка древесины, склеивание разных материалов. И, очевидно, имеет смысл, потому что в магазины при лагерях регулярно завозятся колбаски, вкусности, сладкая вода, сигареты, мужская косметика, предметы гигиены. Хотя о последних также заботится государство, как и о качественной одежде на все сезоны.
Питаются российские комбатанты по нормам для украинских офицеров – это также требование конвенции. Прием пищи трехкратный. В рационе обязательно присутствуют горячие блюда, мясо, рыба, овощные салаты.
И домой звонят, и переписываются
В апреле этого года родственники украинских военнопленных подали в Кабмин петицию с требованием запретить россиянам звонки домой из лагерей.
Это мотивировали тем, что, во-первых, зеркального ответа нет – наши бойцы, попадая в русский плен, годами не могут прислать о себе известие. Во-вторых, из-за комфортных условий пленные враги замедляют обмены, потому что рассказывают женам или матерям, как хорошо им в Украине ведется, те успокаиваются и свое правительство не дергают.
Петиция набрала более 25 000 голосов, но была отклонена. Телефония остается к услугам военнопленных, так же, как и возможность переписки, организуемой Международным комитетом Красного Креста. Он же внимательно следит, чтобы Украина ни на шаг не отступала от конвенции в обеспечении российских комбатантов надлежащими условиями.
Поэтому этим растерянным, испуганным воякам на видео стоит только немного подождать, и они отправятся в лагерь труда и отдыха. Кстати, рабочий день там не длится больше 8 часов, ровно столько отводится на сон, остальное время – на досуг, занятия физкультурой, просмотр передач или чтение книг из библиотеки.
В ближайшее время обменов не будет
Последний обмен военнопленными прошел 17 июля этого года. Украина вернула домой 95 защитников, столько же оккупантов отправились в Россию. Однако в ближайшее время обмены не планируются.
6 августа стало известно, что закрыт пункт пропуска "Колотиловка-Покровка" в Сумской области. Это был единственный гуманитарный коридор, по которому жители оккупированных территорий могли попасть в Украину, через этот же пункт осуществлялись и обмены.
В эфире телемарафона 7 августа глава Министерства по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Ирина Верещук сообщила, что проход закрыт “...не менее чем на 10 дней. А дальше – будет видно”.