Журналисты из олимпийского Парижа: о потерянных медалях, последних надеждах и будущем сборной

Эксперты подводят промежуточные итоги Игр.

НОК Украины

Олимпийские игры уже перешли экватор, и пора подводить промежуточные итоги. Насколько удачно выступает сборная Украины, где наши надежды не оправдались и чего следует ожидать от украинских спортсменов в последние дни Олимпиады?

Своими мыслями об этом с Коротко про поделились журналисты, которые сейчас находятся в Париже. (Мы разговаривали с коллегами еще до выступления наших Ирины Геращенко и Ярославы Магучих, которые получили «бронзу» и «золото» в прыжках в высоту, и до «бронзы» метателя молота Михаила Кохана. - Прим. ред.)

Медали еще будут, рано разочаровываться

Руководитель пресс-службы отделения НОК Украины в Одесской области Влад Ефимов считает, что пока рано подводить итоги выступления нашей сборной на Олимпиаде в Париже. И дать оценку тем результатам, которые есть, пока сложно.

- Владислав, до окончания Олимпиады не так много времени. Можно уже подводить какие-то итоги?

– Сложно говорить, успех это или неудача. Прошла лишь половина Олимпиады, мы не можем еще подводить итоги. Конечно, мы хотели видеть медали в плавании, ведь у нас есть чемпион мира и бронзовый призер чемпионата Европы Владислав Бухов и Михаил Романчук на дистанции 800 метров. Но что-то пошло не так. Александр Желтяков должен был бороться за медали, а не попал даже в полуфинал. Он говорил, что на последнем этапе к Олимпийским играм была очень плохая подготовка. Это то, что должно быть на высоком уровне, но было на плохом. Это, вероятно, вопрос к руководству федерации. Непонятно, что происходит. Также пловцы говорят, что они заболели. Так что, возможно, мы потеряли несколько медалей, но это не 100%.

- Как вы считаете, где мы еще сможем пополнить общую командную копилку наградами?

- Конечно, мы рассчитываем на гребцов – байдарку-четверку, байдарку-двойку. Вроде при подготовке все было хорошо. Надеемся и на каноэ-двойку, на экипаж Людмила Лузан/Анастасия Рыбачок – они претендуют и имеют высокие шансы на медаль. Людмиле трудно рассчитывать на медаль в спринте, ведь очень высока конкуренция, но она, конечно, один из основных кандидатов на медаль. Это гребля, это вода, это ветер, и ветер имеет значение на гребном канале. Имея определенный опыт работы в гребле, рассчитываю где-то на три медали у наших гребцов. Будет больше – буду только рад за них.

– 19 медалей ОИ в Токио сейчас выглядят отличным результатом. Хотя и тогда критики в адрес спортсменов было немало. Может, нам нужно что-то изменить в восприятии олимпийской сборной и ее достижений?

– Не думаю, что десятки медалей считаются чем-то фантастическим. Конечно, эта война накладывает отпечаток на результаты и подготовку. Действительно, если бы не война, то, может, в развитие спорта вкладывалось бы больше денег. Я думаю, что спортсмены благодарны государству, которое помогает в подготовке и финансировании их спортивных достижений.

Конечно, когда война закончится, прежде всего нужно заняться инфраструктурой, чтобы строить и приглашать к себе на соревнования – это будет развитие нашего спорта, и это касается всех видов спорта. У нас есть потенциал, который нужно развивать. А нашим спортсменам я могу только пожелать удачи и успехов в Париже, потому что вижу, что все настроены на победу, особенно сейчас, когда идет война. Все очень разочаровываются, когда не получается добиться успеха. Надо только болеть за наших спортсменов, а не критиковать. Надо обращать внимание на объективные трудности. Следует болеть за них и следует понимать.

Пока тянут ветераны, а молодежь еще себя покажет

Спортивный обозреватель кропивницкого еженедельника «УЦ» и олимпийский журналист Юрий Илючек считает, что Украина действительно недобирает медали в Париже. Об этом можно говорить уже сейчас. Но что стало причиной этого?

- Юрий, а как считаете вы? Олимпиада для нашей сборной - успех или неудача? Учитывая, что в стране идет война, и мы соревнуемся не на равных условиях со всеми.

– Многие, на кого мы здесь рассчитывали, выступили не так, как нам хотелось бы. Но с другой стороны, нужно понимать, что здесь ведется общий командный зачет именно по золотым медалям. И если завтра-послезавтра или до конца Олимпиады мы будем иметь еще две, а может, и три золотые медали, то мы увидим, где мы будем в общем зачете. И результаты прошлых Олимпиад тогда будут казаться нам не такими уж и хорошими. Поэтому здесь все нужно разбирать в соответствии с готовившейся подготовкой.

Прошлая Олимпиада проходила еще тогда, когда не было войны и не было, прежде всего, угнетенного морального состояния атлетов. Особенно тех, у кого родственники, дети дома.  Ведь они, выступая, думают о том, что там, в Украине. Моральная ответственность также налагается, потому что нагрузка повышена. Они понимают, что от них ожидают, и от этого у них есть волнение за результат, и оно психологически давит на них. Они понимают, что в случае неудачи им скажут, что они не выполнили миссию перед страной. Они не сделали того, чего от них ждали. Но здесь главное другое. Главное, что мы выступаем, а наши враги не выступают. Что о них здесь не слышно и не видно, и никто о них не упоминает. И это уже наше большое достижение.

- Может, всем нам нужно как-то иначе смотреть на Олимпиаду? Ведь мы не такие мощные, как Британия, Япония или Китай. У нас целый комплекс проблем в стране, нуждающихся в решении. И спорт - далеко не самая главная...

- Ну и не нужно сейчас рассматривать Олимпиаду так… Мы действительно не можем сейчас конкурировать с мощными странами. К тому же посмотрите на спортивную гимнастику, по моему мнению, у нас там просто отобрали медаль. С точки зрения рекламы, телевизионности, привлекательности, кому было лучше выиграть многоборье у мужчин? Японцу? Японец – президент международной федерации. Китайцу? У них большое лобби. И здесь два украинца лидируют после четырех видов. Конечно, не нужны украинцы на пьедестале, и в этом плане тоже нужно работать. Надо работать нашим федерациям, работать МОК, министерству, чтобы иметь свое представительство и чтобы уважали нас. Правильно сказал Олег Верняев, «не будет так, что если у нас война, то все будут нас жалеть, и мы будем приезжать и нам будут ставить и раздавать высокие оценки». Это спорт, большой спорт, большие деньги. Смотреть на твои неудачи и проблемы никто не будет. Если ты приехал – соревнуйся.

– От кого ожидали больше на этой Олимпиаде?

- Конечно, мы ожидали больше. Ждали медали от Романчука, непонятным образом провалившегося на 800 метрах, от Бухова… Юлия Левченко также не попала в финал в прыжках в высоту, объяснив это тем, что она не была готова. Не было и слышно, что она была не готова по ходу сезона. Безусловно, думали, еще и Дарья Билодид «зацепит» медаль.

В командном многоборье у мужчин в гимнастике мы надеялись на медаль. И тут опять же, где-то есть и фактор судейства – где-то недотягивают. И мы почувствовали это на личном многоборье, что судьи наших просто подавляли, поэтому было трудно рассчитывать на что-то. И в прыжках мы рассчитывали на нечто большее, но неудачно выступил Середа. Видите, сколько мы уже не досчитали?

В целом же я думал, что это будет успешная Олимпиада, но пока больше разочарований. На что я еще рассчитываю? Есть борьба. Есть еще и брейкинг, есть скалолазание.

- Количество наград, которое мы имеем сегодня, возможно, результат того, что подавляющее большинство кандидатов на медали у нас сейчас - это молодежь, которая еще не дошла до своего карьерного пика?

- Есть проблема смены поколений тоже. Некоторые атлеты еще не вышли на "пик". Тот же Ковтун еще очень молод, ему 20 лет. Костюку всего 21 год. И вы знаете, следующие две Олимпиады могут быть их Олимпиадами, как и у Середы. Я думаю, что мы порадуемся не одной или двум медалям. Их будет пять-шесть. Но главное сейчас другое – одержать нашу главную победу, а на спортивных площадках мы обязательно будем сильными. А на этой Олимпиаде, я думаю, мы еще не сказали своего последнего слова.

Медалей не столько, сколько хотелось бы, но они еще обязательно будут

Юлия Пазенко из «Суспільного Спорт» считает, что нам следует пересмотреть свое отношение к Олимпийским играм и нужно учиться ценить те успехи, которые мы имеем сегодня, потому что продолжающаяся война будет иметь длительные последствия в спорте. Многие талантливые дети и молодежь уехали из Украины, и, как ни прискорбно это признавать, похоже, что навсегда. Так что десятки медалей за одну Олимпиаду для нас теперь больше мечта, чем реальность.

- Юлия, мы уже на экваторе Олимпиады. А общее командное достижение могло быть лучше?

- Из моего опыта работы на Олимпиадах, на Играх на первый план выходит психологическая готовность. Физическая здесь, если травмы не мешают, у всех в наилучшей форме. А вот с психологией справиться очень тяжело. Во многих ведущих командах работают многие люди, начиная с психологов, диетологов, фармакологов. Спортсмен там просто говорит, что его беспокоит, что ему нужно, и все эти вопросы решаются. Конечно, у нас сейчас нет возможностей создать сверхкомфортные условия спортсменам. К тому же когда жизнь твоих родных и близких под угрозой, даже находясь за границей, ты все равно волнуешься. И поэтому теряешь необходимые проценты психологической настройки. Выступление на Олимпиаде - иногда несколько секунд, и минимальная расконцентровка может стать роковой. Недаром говорят, что в спорте высших достижений нет мелочей. Мне кажется, что, прежде всего, наши неоправданные медальные надежды связаны именно с этим. И это не просто оправдание. Это констатация факта и тех условий, в которых мы сегодня живем, возможно, иногда даже не замечая, насколько они влияют на наше моральное состояние.

- Как вы считаете, где мы еще сможем пополнить общую командную копилку наградами? На кого вся надежда дальше?

– Впереди Людмила Лузан и ее двойка с Анастасией Рыбачук. Впереди и Камилла Конотоп. Впереди борцы и борчини. Девушки в артистическом плавании могут побороться за награды, легкоатлеты тоже, надеюсь, последнего слова еще не сказали. Шансы есть, и есть люди, которые могут их реализовать. Поэтому будем надеяться на наше лучшее будущее на этих Олимпийских играх.

- Следует ли нам всем что-то изменить в восприятии олимпийской сборной и ее достижений?

– Очевидно, что Украина в состоянии войны вряд ли может выделять большие ресурсы на спорт, по сравнению даже с плюс-минус себе равными странами. Спорт не может быть в приоритете в тех условиях, в которых мы живем и наше государство. Спонсоров сейчас тоже не так легко найти. Мы боремся за выживание – и в спорте в частности.

Конечно, нужно пересматривать свое восприятие наших олимпийских успехов – десятки медалей в ближайшее время у нас вряд ли будут. И боюсь, что дальше будет еще хуже, потому что все мы знаем, сколько юных спортсменов сейчас уехало из Украины. Очень большая часть останется там, где они находятся с самого начала полномасштабного вторжения. Они там тренируются, ассимилируются и, возможно, будут со временем выступать за другие страны. Это многие страны пережили, в которых были войны. Так что нам следует относиться к этому с пониманием.

Давайте быть честными: в той ситуации, в которой мы находимся, в условиях, в которых тренируются наши спортсмены - под воздушными тревогами, без электричества, без надлежащего финансирования уровня других стран – очень несправедливо было бы требовать от них таких же результатов, как и у спортсменов успешных стран, где все спокойно и люди могут позволить себе сосредоточиться на спорте. Давайте ценить то, что имеем сейчас. Я оптимистка по жизни, но все же опыт и реалии говорят о том, что бороться за подиумы украинским спортсменам в дальнейшем будет еще труднее, и мы должны быть к этому готовы.