Перспективы F-16 в Украине: могут ли они изменить ход войны

Для выполнения каких целей должно хватить обещанных нам самолетов.

REUTERS

Похоже, тема поставок Украине самолетов F-16 сдвинулась с мертвой точки. После полутора лет напряженных переговоров и усилий Киева убедить западных партнеров дать нам эти самолеты они вскоре прибудут в нашу страну. Но что это даст нам и готовы ли мы сами принять и использовать эти самолеты?

Дорога ложка к обеду

Издание The Washington Post 28 июля сообщило, что первая партия истребителей F-16 должна прибыть в Украину уже через несколько недель. В целом Нидерланды, Бельгия, Норвегия, Дания наобещали нам совместно больше ста таких самолетов. Реальность же такова, что мы можем рассчитывать на 40-50 самолетов. Беда только в том, что все они прибудут не раньше 2025 года. А в 2024 году Украина получит только одну эскадрилью F-16, примерно 20 истребителей.

Украинский президент Владимир Зеленский и украинские военные выразили разочарование ситуацией: западных истребителей мало да и получим их слишком поздно, а потому, когда F-16 наконец прибудут в Украину, они не станут решающим фактором, как надеялись.

Что ожидали…

Этот самолет успешно используется в ближней воздушной поддержке и для помощи сухопутным войскам, что необходимо для более успешных наступательных операций. Также истребители способны эффективно противостоять авиации врага в условиях воздушного боя.

Изначально F-16 планировались как средство борьбы с российскими бомбардировщиками, приносящими много бед и фронту, и всей стране. Также они могут и сами наносить атакующие удары, давая возможность ВСУ наступать. Против Су-34 (главный вражеский козырь в небе над линией фронта) у F-16 больше шансов.

«Чтобы лишить Россию превосходства в воздухе, наш воздушный флот должен иметь от 120 до 130 современных самолетов», - сказал президент Украины Владимир Зеленский.

…что получили

Но, по информации издания The Washington Post, украинские и западные официальные лица предупреждают, что самолеты, в которых Киев когда-то видел решающее средство, вряд ли изменят ситуацию на поле боя. Истребителей будет слишком мало, а российских ПВО, которые могут их сбивать, - слишком много.

Одна из причин заключается в том, что их развернут в оборонительных целях, поскольку РФ по-прежнему контролирует небо и установила системы ПВО по всей линии фронта, что подвергает риску F-16. "Мы не будем использовать истребители слишком близко к россиянам из-за угрозы противовоздушной обороны", - сообщил один из украинских чиновников.

Это означает, что первые F-16, скорее всего, послужат для усиления ПВО Украины. В частности, самолеты нацелят на ракеты, беспилотники и вражескую авиацию, но не будут наносить удары по наступающим сухопутным войскам РФ и другим военным объектам вблизи фронта.

Основным оружием F-16 являются противовоздушные ракеты AIM-9L Sidewinder. Это ракеты ближней дальности, оптимальная дальность пуска - до 20 километров. Такие ракеты станут эффективным оружием в борьбе с российскими крылатыми ракетами или дронами.

Самолеты есть, пилотов - мало

Кроме того, как оказалось, Украина, которая добивалась этих самолетов, сама еще не готова их принять. Как пишет британское издание The Telegraph, только шесть украинских пилотов закончили программу обучения полетам на истребителях F-16.

Издание The New York Times со ссылкой на украинских армейских чиновников сообщает, что в Воздушных силах ВСУ готовы только 10 экипажей. По информации издания, ожидается, что в 2024 году США, Нидерланды и Дания помогут Воздушным силам подготовить еще 20 летчиков. Согласно же боевым протоколам, за одним самолетом положено закреплять по два пилота - для того чтобы они полноценно могли по очереди участвовать в вылетах, отдыхать, тренироваться и т. д.

Кроме того, говорят американские военные, для обслуживания F-16 необходимо достаточное количество обученного вспомогательного персонала. «Дело не только в пилотах. Важную роль также играет обслуживание и подготовка технических специалистов», - сказал глава Объединенного комитета начальников штабов Армии США генерал Чарльз Браун-младший, который сам в прошлом был пилотом F-16.

Дальнейшие поставки и количество самолетов связаны с подготовкой летного состава. И сейчас ситуация с этим не очень ясна. С одной стороны, открылась тренировочная база в Румынии, туда завозят симуляторы самолетов, а Нидерланды передают самолеты для обучения, но в полной мере центр еще не заработал. А на подготовку одного пилота нужно от полугода до 9 месяцев.

Мнение эксперта

Сергей Грабский, военный аналитик:

 - Нам нужно понимать, что F-16 – это не вундерваффе (чудо-оружие – нем.), которое кардинально изменит войну. Во-первых – это самолеты прошлого поколения, и россияне разрабатывали свои комплексы С-300 против них. То есть враг готов к этому.

Тем более то, что нам предлагают – это ничтожно мало. Нам нужно не 40, а 200 таких самолетов, чтобы получить перевес в воздухе. 20 самолетов не могут изменить ход войны. Ну и нужно осознанно понимать, что они – абсолютно новое для нас оружие. И его еще нужно имплементировать в наши алгоритмы ведения войны. Да и пилотов не хватает. Сколько наш ХУВС (Харьковский национальный университет Воздушных сил. – Ред.) выпускает ежегодно пилотов? До двух десятков - и все.

Но все-таки мы получим новое для нас оружие, подразделение эффективных истребителей. И будем думать, как их можно использовать. Изначально это были перехватчики бомбардировщиков, а теперь они станут средством перехвата ракет и беспилотников, которые атакую наши города. То есть даже то, что мы получим, это всегда лучше, чем ничего.