А будет ли связь? Как мобильные операторы к зиме готовятся

Технические специалисты работают 24/7, закупается оборудование на миллионы гривен, но пользователей просят быть экономнее.

Из открытых источников

Пропадает свет – и ухудшается, а то и вовсе исчезает не только мобильный интернет, но и связь. Подлость и коварство врага границ не знают, он продолжает обстрел энергообъектов. И очередное попадание - это риск снова оказаться на грани блэкаута.

Насколько к такому сценарию готовы мобильные операторы и что делается для того, чтобы даже без света украинцы оставались на постоянной связи? Журналист Коротко про пообщался с представителями двух крупнейших мобильных операторов страны – Vodafone UA и КYIVSTAR.

Vodafone до конца года планирует установить до 1864 генераторов

– Многие люди сейчас жалуются на то, что мобильная связь и интернет на телефоне стали хуже на фоне отключения света. Почему это так? Как это работает?

– Мобильные операторы так же, как и другие пользователи, зависят от наличия электричества. Все базовые станции, контроллеры, коммутаторы, ядро ​​сети нуждаются в постоянном электропитании для нормальной работы. При отключении электроэнергии базовые станции переходят на резервное питание от аккумуляторных батарей, которые в среднем рассчитаны на 4-6 часов работы без света. Однако продолжительность их работы сильно зависит от потребления. Во время блэкаутов нагрузка на сеть возрастает в 3-4 раза, поскольку пользователи переходят на мобильный интернет вместо домашнего Wi-Fi. Это уменьшает время работы аккумуляторов. Кроме того, аккумуляторы не всегда успевают полностью зарядиться между отключениями, поскольку на это уходит 8-10 часов, а электричество может быть всего на 2-3 часа, – рассказали Коротко про в компании Vodafone UA.

- Есть ли возможность как-то улучшить эту ситуацию?

- Vodafone обеспечил 100% критически важных объектов необходимыми генерирующими мощностями для удержания связи в течение минимум трех суток в случае длительного отключения стационарного электропитания. Если говорить о всей сети, то все базовые станции снабжены аккумуляторами. В последние два года мы устанавливаем на них новые литий-ферумные батареи (LiFeРO4), которые лучше приспособлены к частым отключениям. В 2024 году Vodafone уже установил и запланировал к монтажу 83 400 аккумуляторных элементов LiFeРO4. Компания также постоянно увеличивает количество генераторов – сейчас работу сети обеспечивают 1600 генераторных установок, к концу года это количество увеличится до 1864 единиц.

Обеспечьте себя альтернативными каналами связи

- Какие советы можете дать абоненту, если при отключении света у него стала хуже связь или исчез интернет? Что он может сделать такого, что ему помогло бы?

– Рекомендуем обеспечить несколько каналов связи и при обесточивании переходить на фиксированный интернет, потому что он гораздо менее зависим от электричества. Особо отметим современную технологию GPON ( оптоволокно. – Ред.), которая работает даже при отключении света, нужно только заживить роутер и пользовательское устройство.

Абоненты могут бережно пользоваться мобильным интернетом: выключать автозагрузку медиа в мессенджерах, не использовать видеохостинги, такие как YouTube, TikTok, Netflix, снижать качество видео, если просмотр необходим.

Следует также обратить внимание на национальный роуминг, увеличивающий шансы оставаться на связи. Ответственное использование интернета может помочь сохранить связь для критических ситуаций.

- Ведутся работы по подготовке к зиме и какие? Ибо, очевидно, света зимой будет меньше. Но будет ли связь?

- Vodafone постоянно увеличивает генерирующие мощности и резервные источники питания для поддержки сети в отсутствие электроснабжения. Кроме обновления аккумуляторных батарей, оператор также дополнительно закупает генераторы. Инженеры работают над автоматизацией перехода базовых станций на питание от генераторов. Дополнительно компания построила 3 ​​солнечные электростанции для обеспечения оборудования сети альтернативными источниками питания даже при минимальном дневном свете.

Мы также оптимизируем работу сети, в том числе с использованием ИИ – сеть автоматически определяет нагрузку на определенную базовую станцию ​​и уменьшает или увеличивает потребление электроэнергии в соответствии с уровнем нагрузки. Это позволяет сэкономить заряд аккумуляторов и эффективно потреблять электроэнергию. Европейские операторы только начали внедрять такие алгоритмы, а мы применяем этот подход к управлению энергоэффективностью с осени 2022 года.

При тотальном блэкауте связь должна быть трое суток

- Проводились испытания или расчеты, при которых можно было бы выяснить, сколько времени мобильная связь продолжает "жить", если наступил тотальный блэкаут? Сколько дней она может существовать?

- Vodafone обеспечил критически важные объекты генерирующими мощностями, позволяющими удерживать связь в течение минимум трех суток в случае длительного отключения электроэнергии. Однако в случае тотального блэкаута продолжительность работы сети зависит от наличия и состояния аккумуляторов и генераторов. А время работы аккумуляторов на практике зависит от того, как часто и как долго будет отключаться электричество, а также от количества абонентов и нагрузки на сеть.

Поэтому важно помнить об экономном потреблении мобильного интернета, что позволит продлить работу сети и от аккумуляторов, и от генераторов. Хозяйства, которые при отключении электричества используют портативные электростанции, вряд ли подсоединяют все устройства к своему «экофлоу», как только исчезает свет. Со связью нужно обращаться так же экономно.

- Готовятся ли вообще к таким вещам, как исчезновение света на 2-5 суток?

- Именно сейчас технические специалисты разрабатывают комплекс решений (что, как и за какие средства можно сделать/закупить/довезти/смонтировать, чтобы максимально увеличить время работы оборудования). Будем делать все, что сможем, но не все зависит от операторов – есть энергетики, поставщики, и потребители, которые тоже, как ни странно, могут помочь, не создавая дополнительной нагрузки на сеть во время блэкаутов. И в любом случае надеемся, что до ситуаций со столь длительным отключением не дойдет вообще.

«Киевстар» вложил уже более миллиарда, но и это не предел

По словам представителей пресс-службы, компания «Киевстар» с 2022 года вложила 1 млрд гривен в то, чтобы сделать свою систему менее энергозависимой. Но сделать это не просто, ведь у нас большая территория, где необходимо обеспечить покрытие. Потому и затраты на обеспечение здесь соответствующие.

– Что делала компания «Киевстар» для того, чтобы абоненты лучше переносили отключение света?

- По состоянию на июль 2024 года, на базовых станциях «Киевстар» установлено 115 тыс. новых аккумуляторов (далее АКБ), обеспечивающих работу базовых станций до 4 часов без внешнего питания. Эти литиевые аккумуляторы обладают лучшими характеристиками, что позволит увеличить автономность работы оборудования без электроэнергии до 4 часов и более. И в ближайшее время компания планирует закупить дополнительно еще 61 766 литиевых аккумуляторов для базовых станций.

Кроме этого, 2322 генератора поддерживают работу ключевых объектов телеком-сети «Киевстар» в случаях исчезновения электроэнергии. В частности, все определенные СНБО критически важные объекты снабжены генерирующими мощностями для получения связи в течение как минимум трех суток в случаях полномасштабных блэкаутов, – рассказывают в компании «Киевстар».

Технические специалисты работают с пяти утра

– Как ведется подготовка к зиме?

– «Киевстар» продолжает подготовку к зиме 2024–2025 года, осуществляет дополнительные закупки аккумуляторов и увеличивает парк генераторов. В частности, привлекает генераторы, предоставленные корпоративными клиентами. Также специалисты «Домашнего интернета» инициировали замену 5 тыс. аккумуляторов в тех ИБП, которые были установлены в первой волне, и дополнительно тестируют новые типы аккумуляторов, таких как LiFe, которые быстрее заряжаются, дольше держат заряд и рассчитаны на 5 тыс. циклов перезагрузки. Уже осенью они будут устанавливаться на сеть.

Технические специалисты, ответственные за поддержку сети, приступают к работе в пять часов утра и для поддержки круглосуточной работы оборудования прилагают максимально возможные усилия, выезжая с мобильными генераторами в течение дня на объекты для обеспечения работы сети. А сеть "Домашний интернет" ежедневно обслуживают еще 400 специалистов.

Однако даже при всей преданности сотрудников «Киевстар» подключить к автономной генерации все без исключения объекты телеком-сетей технически невозможно. Поэтому в случаях, когда отключения электроэнергии масштабны и долговременны, компания вынуждена устанавливать приоритеты в обеспечении питания базовых станций.

– Что можете посоветовать украинцам, когда отключения света будут продолжительными?

– Мы надеемся на понимание украинцев и взвешенное отношение граждан к пользованию услугами связи в случаях блэкаутов. Важно, чтобы пользователи воздерживались от использования тяжелого контента (просмотр видео, осуществление видеозвонков) через мобильный интернет во время блэкаутов, тогда аккумуляторы на базовых станциях смогут работать дольше. Если в населенном пункте отсутствует электроэнергия, лучше общаться с помощью звонков, SMS и текстовых сообщений в мессенджерах.

Также напомним об услуге «Национальный роуминг». В случае исчезновения сигнала мобильной сети оператора абонент может попытаться воспользоваться сетью другого оператора без дополнительной платы и изменения номера. Для этого в настройках мобильного телефона необходимо выбрать автоматический выбор сети, а если смартфон не регистрируется в других операторах, то выбрать вручную другую доступную мобильную сеть.