Впервые с начала войны свои двери для посетителей открыл Музей-усадьба Леси Украинки на Волыни. Этот музей в 50 км от Луцка, на окраине крохотного села Колодяжное, самый посещаемый в регионе. Влечет сюда история – можно посмотреть, как жила поэтесса и ее семья в том самом домике, где Леся Украинка провела свое детство и юношество и написала около 80 произведений. Писать она начала в 13 лет, а в последний раз побывала в родном доме в 1907 году, за пять лет до смерти.
Отреставрировали дома поэтессы и ее родителей
Еще за несколько лет до войны музейщики начали бить тревогу: "белый" дом Леси Украинки и "серый" дом ее родителей (их назвали по цвету покраски) разрушались, требовалась срочная дорогостоящая реставрация… Именно эту хату поэтесса считала собственно родным домом, хотя ей пришлось пожить во многих местах. Косачи писали друзьям: «Колодяжне – це, власне, вдома, а решта, то це все так собі – між іншим. Для цілої нашої родини ця квартира (м. Київ, вул. Саксаганського, 97) не була нашим «вдома», це було раніше в Колодяжному, поки ще цілою родиною ми там жили, а потім то все було тимчасове, випадкове і не своє».
На реставрацию двух зданий требовалось 8-10 миллионов гривен. На 150-летие со дня рождения Леси Украинки сотрудники верили, что дата поможет достучаться до чиновников, найти спонсоров… И удача улыбнулась: деньги выделили по программе «Большое строительство». Далее дело за малым: быстро провели тендер, и до конца того же 2021 года уже отреставрировали дома. Но открыть их для посетителей удалось только сейчас.
- После мы работали над обновлением экспозиции, планировали 25 февраля 2022 года, в день рождения Леси Украинки, провести круглый стол, - вздыхает в разговоре с Коротко про директор Музея-усадьбы Леси Украинки Ольга Бойко. - Но началось полномасштабное вторжение, и вместо торжественного открытия отреставрированных "белого" и "серого" домов нам пришлось в спешке вывозить экспонаты в хранилища.
"Белому" дому вернули первоначальный вид – тот, который был в эпоху поэтессы. Это то самое здание, в котором Леся Украинка и жила – в своей розовой комнате, служившей одновременно и спальней, и рабочим кабинетом. Писала о ней: «Почуваю себе, як не може бути краще – тут, в маленькій рожевій кімнаті. Тут і робота мені найліпше робиться».
- В нем мы провели большие работы: заменены полностью полы, столярка, фурнитура, отреставрированы стены извне и внутри, - отмечает Коротко про директор Музея-усадьбы Ольга Бойко. - Поменяли цвет столярки – почему-то она была голубого цвета, что вызывало вопросы, ведь дом называется "белым". По фотографии 1890-х лет мы определили, что цвет стен и столярки не отличался. Решили менять. Также сделали кафельные печки, как было раньше, и теперь топим дровами.
Из дерева дома Косачей сосед построил хату
"Серый" дом, в отличие от "белого" Лесиного, это точная копия родительской хаты Косачей. Последним их владельцем из семьи был младший брат Леси Украинки Николай, которому пришлось продать дома односельчанам.
- "Серый" дом купил сосед Архип, который жил через забор, - отмечают музейщики. – Он его разобрал и собрал себе другой дом. Он и сейчас стоит, принадлежит его правнукам. А мы сделали точную копию.
Также здесь вернули веранду в первоначальный вид. Хоть детальных фото серого дома нет, и определить, как в точности он выглядел сложно, все же нашелся снимок брата Леси Украинки Михаила Косача, на котором видно, что веранда была не застекленной, а просто деревянной. Еще внутри в доме убрали сцену - ни в эпистолярии семьи, ни в воспоминаниях старожилов музейщики не нашли информации, что она была в имении Косачей.
В Колодяжном у Косачей гостил Иван Франко, говорят, ловил здесь рыбу. Правда, сам пробыл недолго, но его супруга с детьми гостила у гостеприимных хозяев четыре месяца.
Комната Елены Пчилки – в сердце дома
Как отмечает директор музея Ольга Бойко, к 175-летию со дня рождения матери Леси Украинки, детской писательницы и поэтессы Елены Пчилки, который отмечается в этом году, в "сером" доме воссоздали интерьер ее комнаты.
- Известно, что ее комната была наверху, но ее не удалось восстановить, поэтому мы воссоздали ее на первом этаже, в самом сердце дома, - отмечает Ольга Бойко. – Это важное символическое решение к 175-летию со дня ее рождения.
Во время подготовки точных копий интерьеров музейщики руководствовались не только воспоминаниями самих Косачей и старожилов, но и наработками коллег. Также в музее начали выпускать сувенирную продукцию, но основной массив еще впереди. Будет и путеводитель по экспозиции.
До войны этот музей посещало 25 тысяч туристов в год. Сейчас о таком количестве речь не идет, но посетители уже появились, и с каждой неделей, по словам музейщиков, их все больше.
Мемориальные предметы семьи Косачей и Леси Украинки остаются в хранилищах – их вернут в музей только после войны. Рисковать такими сокровищами музейщики не намерены. Среди них: украшения для волос, образцы вышивки, узоров, манжеты и воротнички, фрагменты постельного белья и другое. Всего в музее хранится больше сотни артефактов.