"Уроки счастья" в школе: что учителя и родители думают о новом проекте

Педагоги взяли опыт США по социально-эмоциональному обучению и адаптировали его под украинские реалии.

oregonhunger.org

В новом учебном году в расписании школьников появится оригинальный обучающий курс. О том, что в украинских школах введут « уроки счастья », в своем Telegram-канале сообщила первая леди Украины Елена Зеленская. Журналист Коротко про собрала мнения учителей и родителей относительно этого нового предмета. А также об эмоциональной компетентности и счастье во время войны, а еще о том, как проходит подобное обучение в американских школах, читайте в материале Коротко про.

Человековедение и эмоциональная компетентность

Новый образовательный курс был создан в рамках Всеукраинской программы ментального здоровья «Ты как?». За основу украинских "уроков счастья" взяли опыт американской образовательной программы, где давно существует курс социально-эмоционального обучения Well-Being. Правда, отечественные специалисты должны адаптировать его к нашим реалиям.

Елена Зеленская объяснила, что «урок счастья» в украинских школах будет раскрывать важнейшие знания и навыки, без которых невозможна счастливая, содержательная, плодотворная жизнь. В частности, в нем речь пойдет о таких важных в жизни каждого человека навыках, как:

Честно говоря, "уроки счастья" для некоторых украинских школьников не в новинку. Так, издание Коротко про рассказывало о 24-летнем учителе Петре Ситеке, который преподает этот предмет во львовской частной "Школе свободных и неравнодушных". А в прошлом году учитель "счастья" стал победителем премии Global Teacher Prize Ukraine и получил один миллион гривен на реализацию образовательного курса «Счастье» в государственных школах. Но, оказывается, об анонсированных первой леди "уроках счастья" Ситек не знает.

- А узнал, как и большинство людей, только из новостей, - рассказал Коротко про Петр Ситек. - Не видел информации о количестве школ и подготовленных учителей. А вот в рамках проекта «Счастье», который мы с командой реализовывали, мы научили 55 учителей преподавать "курс счастья" и предоставили все необходимые материалы. И они уже будут вести наш курс в своих школах. Это единственная информация, которой я оперирую по поводу "уроков счастья" в украинских школах. А что касается базовой программы, знаю, что она будет адаптирована от американских школ. Но какова база, мне неизвестно.

Также пока неизвестно, будет ли курс обязательным или факультативным.

"Уроки счастья" в бомбоубежище?

Вообще к "урокам счастья" намного больше вопросов, чем самих ответов. Именно поэтому в украинском обществе идею такого курса восприняли настороженно.

Прежде всего, значительная часть учителей. Журналистка Коротко про на протяжении нескольких дней пыталась пообщаться с педагогами общеобразовательных школ Львовской, Харьковской, Черниговской, Одесской областей. К сожалению, большинство отказались от каких-либо комментариев, объясняя свое решение тем, что на местах, то есть в образовательных учреждениях, пока ничего не знают. Согласились говорить только некоторые, и только анонимно.

- Похоже, что это не "уроки счастья", а какая-то государственная тайна, потому что слишком мало информации о таком нововведении мы знаем, - рассказывает Коротко про одна из учительниц Киева. – Сначала говорили, что проводить такие уроки будет педагог-организатор, позже говорили, что возьмут другого специалиста. Сейчас учителя и руководство в отпусках, поэтому вообще неизвестно, как оно будет.

- А я и мои коллеги против таких уроков, – говорит учитель из Черниговщины. - Оставьте в покое учителей, не выдумывайте велосипед. О каком счастье можно говорить, когда у тебя есть зарплата около 150 евро, каждый день прячешься с детьми в бомбоубежище, слышишь все прилеты…. К тому же учителей не хватает, школы закрывают, дети (с родителями) уезжают за границу.

А что говорят родители? Пока мамы и папы школьников размышляют над "уроками счастья". Многие и не против, говорят, что украинских детей нужно учить быть счастливыми.

- "Уроки счастья" нужны, потому что дети истощены всем происходящим в нашей стране, - говорит Елена, мама двух школьников Одесской общеобразовательной школы №78. – Важно, чтобы такой урок не был 8-м по списку в ежедневном расписании. И также чтобы преподавал его специалист, у которого есть определенные знания по психологии.

А вот учитель "счастья" Петр Ситек уверен, что преимуществом для преподавания такого предмета должно быть любое социальное образование. Но гораздо важнее предварительное обучение учителей нового курса для того, чтобы они смогли на практике понять и осознать, о чем идет речь, а не только зазубрить какую-то «счастливую» информацию для урока.

- Если честно, я не уверен, что большинство учителей против, – говорит Петр Ситек. - Это может так выглядеть, поскольку негативные комментарии всегда более вопиющие, чем положительные или их отсутствие. Могу сказать, что есть те, кому это не нравится, и это видно под комментариями разных медиаресурсов. Но на это много причин. И у каждого они свои. Кто-то не понимает, что это, и против перегрузки детей. Кто-то считает, что не нужно такое преподавать во время войны. Кто-то считает, что есть более приоритетные вещи, которые мы сейчас делать в образовании. К примеру, поднять заработную плату учителей и т.д. Любое сопротивление – это нормально для перемен, особенно непонятных. Поэтому лучше всего, что сейчас могут сделать люди, которые анонсировали этот проект, это начать коммуницировать.

А как у них?

Медитируют и обсуждают эмоции

Украинские «уроки счастья», как анонсируется, это адаптация курса социально-эмоционального обучения Well-Being по американской образовательной программе. И такой предмет существует во многих странах мира: Дании, Норвегии, Швеции, Ирландии, Финляндии. Даже в Индии!

Что касается США, то в американских школах "урок счастья" обычно факультативный, проходит раз в неделю. В течение школьного часа учащиеся обсуждают определенную тему, размышляют и отвечают на заранее подготовленные вопросы учителя (например, «что бы ты сделал со 100 долларами?» или «какие вещи (или не вещи) заставляют тебя чувствовать себя спокойными или счастливыми?»), проходят различные челенджи на укрепление своего ментального здоровья, много общаются, обсуждают, дискутируют.

- В нашей школе такой урок есть, только называется mindful kids, - рассказала Коротко про украинка Анна, которая сейчас живет в Нью-Йорке. – Моему семилетнему сыну понравилось. Рассказывал, что на таких занятиях они медитировали, разговаривали о разных эмоциях. Разве это плохо? Полагаю, что украинским детям необходимы такие занятия.