Выжженным пятном на зеленой карте Украины стал Серебрянский (он же Кременской, из-за близости городка Кременная) лес в Луганской области. По нему уже несколько лет проходит линия фронта, постоянно идут бои, из-за чего лес практически исчез, оставив лишь обгорелые пеньки. Исчезли краснокнижные растения и трехсотлетние дубы, умчались прочь или погибли от взрывов и обстрелов обычные и редкие животные. Лес из жемчужины луганской флоры и фауны превратился в средство укрытия для солдат. Больше десяти гектаров Серебрянского леса выжжено или заминировано.
Ботанический заказник превратился в место сражений
Украинские военные называют его «лес чудес». Да, там было на что посмотреть – все-таки лес входил в ботанический заказник местного значения «Серебрянский», часть массива пополнила «Изумрудную сеть» Украины.
Сосновый лес начали высаживать сразу после окончания Второй мировой войны – нужно было восстановить изувеченную растительность Луганщины. Так что Серебрянский лес не очень-то и стар, что, впрочем, не умаляет его, увы, уже бывшей красоты. Ему не повезло оказаться на границе Луганской и Донецкой областей: именно туда рвутся российские агрессоры, желая во что бы то ни стало выйти на административные границы регионов и захватить области целиком.
Спикер оперативно-стратегической группировки «Хортиця» Назар Волошин в комментарии LIGA.net сообщил, что оккупанты пытаются в Серебрянском лесу прорвать линию украинской обороны и улучшить свое положение на Лиманском направлении. Но десятки штурмов ежедневно не приносят им пока успеха.
- Задача оккупантов – срезать Северский выступ и зайти в тыл Сил обороны в Серебрянском лесничестве. Враг пытается прорвать линию обороны украинских защитников в районе населенных пунктов Терны и Невское, чтобы затем выйти в район Лимана. Но успеха эти попытки не имеют, - подчеркнул спикер.
Лес попал под удар с двух сторон. Россияне заливали его огнем, забрасывали снарядами и бомбами с самолетов. Если россиянам удастся захватить все лесничество, они смогут подойти к пгт Белогоровка – а дальше уже граница региона, Славянск и Краматорск. Но, как говорили древние спартанцы, «если»…
Были планы
А планы на Кременские леса у нас были огромные. По словам главы Государственного агентства развития туризма Украины Марьяны Олеськив, на этой территории планировалось создать национальный парк, который мог бы стать туристической локацией региона. Но сейчас на месте «парка» - километровые окопы, блиндажи и сгоревшие деревья.
Огонь уничтожает лес ежедневно. Постоянные боевые действия плюс аномальная жара, когда столбик термометра переваливал за отметку в +40, стали причиной постоянных пожаров, число которых доходит до 50-60 в сутки с начала июля. При этом огонь уже захватывает окраинные улицы оккупированной Кременной и других населенных пунктов. Оккупационные власти разводят руками и признают, что не способны бороться с огнем. В Кременной уже выгорела целая улица, и это явно еще не конец катаклизма. Еще даже не середина июля, самого жаркого периода лета.
«Восстановить невозможно»
Упомянутая «Изумрудная сеть», она же Nature 2000, она же Emerald - это особо ценная природная территория, с точки зрения Европейского союза, который официально называет ее «Территория особого природоохранного интереса». Такие территории создаются по всей Европе и в некоторых странах Африки. В «Изумрудную сеть Украины» входят 377 местностей общей площадью 8 млн гектаров. Здесь охраняются бурый медведь, черный аист, рысь, орлан-белохвост и более двух сотен других видов животных и растений.
Вся территория Кременского леса, от Кременной до Ямполя и дальше до Славянска, входит в «Изумрудную сеть». Точнее, входила. Это место уже не представляет никакого интереса, кроме военного. И если еще пару лет назад можно было примерно представить себе масштабы восстановления Кременского лесохозяйства, то сейчас об этом говорить не приходится. Даже оценить масштабы разрушений леса пока невозможно – что уж говорить о возрождении…
- То, что было уничтожено, восстановить там уже невозможно, - констатировал в комментарии «Коротко про» бывший глава лесохозяйства Виталий Рубан. – То, каким было лесничество, таким оно уже не будет никогда. Нанесен очень и очень сильный ущерб.
Разминировать территорию леса, очистить и подготовить грунты, практически с нуля высадить снова сосны, вернуть животных – все это нужно, но все это вряд ли будет скоро. Если повезет – только наши дети и внуки увидят возрожденный Серебрянский лес. Мы же, к сожалению, его потеряли.