Саммит мира, часть два. На каких условиях в нем может участвовать Россия – мнения политологов

Эксперты проанализировали возможность переговоров с Кремлем.

URS FLUEELER/Pool via REUTERS

После первого Саммита мира началась самая сложная фаза переговоров – как привлечь к ним Россию. Глава Офиса президента Украины Андрей Ермак заявил, что Украина может пригласить представителя РФ на следующую встречу с международными партнерами по обсуждению предстоящих мирных переговоров.

Андрей Ермак заявил, что России будет трудно спорить с позицией Украины по плану окончания войны, если этот план будет поддержан большинством стран мира. По словам Ермака, он понимает, что РФ игнорирует международное право вообще, как идею, поэтому Украина сейчас фактически создает кодекс, состоящий из разных частей, а именно уголовной, гражданской и гуманитарной. Рабочие группы уже готовят новую встречу по достижению мира на украинской земле, но конкретных сроков второго саммита пока нет.

Журналист Коротко про выяснял у украинских политологов и экспертов, как и при каких условиях Россия примет участие в переговорном процессе и когда это может быть.

Россия согласится только при угрозе режиму Путина

Политолог Олег Саакян прогнозирует, что Россия может согласиться на участие в переговорах в Саммите мира только при условии возникновения экзистенциальной угрозы либо самому Путину, либо режиму в целом.

– Без этого Россию ожидать на встрече – не стоит. Поскольку фактически украинская формула мира – это дипломатическая победа Украины как альтернатива военным действиям. И это же есть тот самый пресловутый сценарий, как дать возможность «сохранить лицо» Путину, - считает эксперт.

Он считает, что это хотя и малореалистичный сценарий, но и сказать, что он полностью фантастический тоже нельзя. Поскольку Россия уже не раз соглашалась на неприемлемые для нее условия. Это те самые жесты «доброй воли», когда они покинули Киевщину а потом Херсон.

А сам Саммит мира, по мнению Олега Саакян, не о переговорах о мире. Он должен сформировать нормативы и идеологическую рамку завершения войны не военным поражением России, а переговорами. При этом должна быть восстановлена территориальная целостность Украины состоянием на момент 1991 года.

– Вся структура Саммита мира должна работать на принуждение агрессора к принятию цивилизованных правил игры, - поясняет Олег Саакян.

Москва лишила себя пространства для маневра

Эксперт-международник Тарас Загородний считает, что приглашение России на следующий Саммит мира является элементом дипломатической игры. Которая заключается в том, чтобы продемонстрировать всему миру, что Россия не хочет мирных переговоров и окончания войны. И российский диктатор уже озвучил свои условия участия в переговорном процессе.

– Путин публично заявил невыполнимые условия – сдачу украинских территорий и вывод наших войск. Таким образом он исключил пространство для маневра. Это официальная переговорная позиция, от которой Россия не отступится. И которая явно конфликтует с позицией Украины и ее союзников. Европейцы заявили, что их интересует только территориальная целостность Украины, - считает эксперт.

Россияне, по его мнению, скорее всего, не приедут на второй саммит, а если даже и приедут, то им нечего будет сказать нового. Но даже при этом Киев получит некоторый положительный результат.

– Украинская сторона тогда может сказать своим западным союзникам: видите, Россия не хочет мира, она хочет воевать и дальше. Значит, вы должны давать нам больше оружия для защиты от российской агрессии, - считает Тарас Загородний.

Россия будет продвигать свои нереальные условия

Международный эксперт Украинского института будущего Илья Куса не исключает возможности участия России в Саммите мира. Но для этого должны быть выполнены некоторые условия.

- Сами переговоры могут пройти осенью, но не в Европе, а где-то на Ближнем Востоке или в Азии – там Россия будет себя чувствовать намного комфортнее. И могут обсуждать какой-то компромиссный вариант прекращения огня. Но это будет при условии сохранения российской инициативы на поле боя, - считает эксперт.

По его мнению, россияне будут участвовать в переговорах, чтобы показать, что они от них не отказываются. Вопрос только в том, насколько серьезно они будут разговаривать.

 - Например, они могут повторить нереалистичные требования к Украине, которые озвучил Путин. И на этом все переговоры закончатся. Сейчас россияне продвигают два нарратива: максималистские требования Путина к Украине и то, что они готовы к переговорам, - считает Илья Куса.

А из-за разности позиции Украины и России ситуация находится в тупике. И в конце концов все будет зависеть от ситуации на поле боя, позиции западных партнеров и ситуации внутри России. Там могут желать паузы в боевых действиях до выборов президента США.