В селе Максаки в 80 км от Чернигова местные энтузиастки из Общества женщин Менской территориальной общины собираются провести в середине лета фестиваль местного наречия «Балачки на рундуке».
«Постав сапетку на рундук, бо пучки погидиш»
Наверняка событие будет интересным не только для жителей Черниговщины, но и других областей, ведь поблизости есть зоопарк, где туристов ждут более тысячи зверей, и чудо природы Пьяный лес – сосновый лес с покрученными в разные стороны верхушками деревьев. Хотя и природы, минеральных источников, деревянной архитектуры, да и «начинки» самого фестиваля будет достаточно, чтобы отдохнуть. Тем более войны здесь не слышно – обстреливаемое пограничье в сотне километров.
- Когда-то я сама попала на «языковой крючок», когда услышала в первый день пребывания в селе Максаки: «Постав сапетку на рундук, бо пучки погидиш», - делится с журналисткой Коротко про заместитель главы Общества женщин Менщины Виктория Неруш. – Это означает поставить корзину (сапетку) на крыльцо (рундук), иначе испачкаешь пальцы (пучки). А еще: «хамазей» - это зернохранилище, «припинда» - фартук, «кицабаба» - стрекоза… А еще у нас «акают», и язык в селе имеет дифтонги: это когда один звук произносится как два, и при этом в разных селах это разные звуки. Например, «стол» может звучать как «стоил», «стоул» или «стоел».
Общество женщин Менщины занимается всесторонней поддержкой женщин и охраной культурного наследия, разрабатывает туристические вело- и автобусные маршруты, карты края с описаниями, туристические путеводители, настольные краеведческие игры, например, «Поиск сокровища Гната Сахновского» и «Менские наречия».
Столетнюю хату-мазанку для фестиваля подарили
Фестиваль пройдет уже в июле в древней, почти столетней глиняной хате-мазанке, которую как раз сейчас приводят в порядок члены «Общества женщин Менщины». Этот домик находится в селе Максаки рядом с улочкой, ведущей к Десне, – подарок обществу от местного жителя.
- Наша общественная организация уже несколько лет мечтала иметь свой дом - туристический хаб, место, где могли бы собираться люди для содержательного отдыха, проведения мастер-классов и тому подобное, - продолжает Виктория Неруш. - Время от времени спрашивали у знакомых, не знают ли такую пригодную хату в селе, недалеко от Мены, с документами, недорогую и обязательно в типичном украинском стиле - помазанную глиной и побеленную, а не из кирпича. И вот в марте нам местная жительница из Максаков подсказала, что есть дом, который хозяину, может, и не очень нужен, потому что требует ухода, а он не местный. Мы узнали, чья это хата, обратились к хозяину Дмитрию и спросили, не продаст ли он нам ее.
Узнав о благородных целях – поддерживать местные традиции, проводить мастер-классы и фестивали, - владелец решил отдать ее бесплатно.
За свою жизнь хата-мазанка сменила много хозяев. Как выяснили активистки, сначала в доме жила одинокая женщина 1923 г. р. Приська Соловей. А когда в 1957-1958 годах подтопило соседние хутора, в ней поселилась семья из четырех человек, забрав корову и все, что влезло в лодку.
- Об этом нам рассказала их родственница, которая и сейчас проживает в селе, - продолжает Виктория Неруш. - Но они не задержались надолго - поехали на заработки в большие города. Потом еще женщина-киевлянка держала за дачу этот дом, потом Дмитрий - и вот сейчас он наш. В селах много таких заброшенных домов, но много "проблемных" - то родственники в России проживают, то люди не вступили в наследство и не оформили документы или же дома в таком состоянии, что стоимость их оформления не окупит цены продажи... Так они стареют и приходят в упадок. И хоть одну из них мы решили спасти.
Хате вернут первичный вид
Хату восстанавливают с апреля. Также облагораживают двор, сажают деревья, цветы, сносят старые постройки, и расчищают двор. Присоединились к инициативе и местные жители, и власти. К слову, среди менских энтузиасток нет никого со строительной специальностью – хату мажут глиной, белят экономист, госслужащая, библиотекарь, есть юристы, бухгалтеры, учителя, студенты… Работают в режиме толоки. Благодаря консультациям местных хату удастся привести в ее прежний вид, не используя современных стройматериалов.
- Хотим все сделать, как раньше, поэтому опрашиваем местных жителей о цветах, которые здесь сажали когда-то, типичных для таких хат окон, сундуков, - делится Виктория. - Уже поштукатурили хату глиной, замазав все щели, почистили печку и дымоходы, побелили - пока один черновой раз, а будет еще начисто белиться с добавлением в мел синьки или зеленки. Также начали покраску окон, фронтона. Еще впереди - штукатурка снаружи, покраска известью.
Экспонаты для музея уже несут местные жители
Конечно, не обошлось и без сложностей – это первая хата, которую взялись восстанавливать в общественной организации, поэтому все впервые. Не обходится и без просчетов: например, на побелку пошло 20 кг мела вместо десяти.
Фестиваль менского наречия пройдет в конце июля на выходных. Будут выступать местные коллективы, запланированы чтения стихов и рассказов на местном диалекте, но не обойдется и без рэпа, будут угощать местными блюдами. Также запланированы мастер-классы по гончарному искусству, народным танцами, игровые турниры. К этому сроку и запланировано подготовить хату для туристов и местных. Частично расходы на организацию фестиваля, восстановление хаты, сбор местного говора, выпуск брошюры со словарем и комиксами с персонажами, говорящими на здешнем «языке», покрывают гранты.
В организации верят, что в домике удастся в будущем открыть даже музей.
- Уверены, что проблем с экспонатами не будет - нам уже привезли участники толок скрыню и сундук, бочку, ковер ручной работы, роевницу – это устройство для лова убежавшего из улья роя, рушники, - делится Виктория Неруш. – Скрыня от сундука отличается тем, что она на колесиках, а сундук на ножках или вообще без них. В скрынях хранили одежду, рушники, полотно, а в сундуках – продукты. И люди уже предлагают экспонаты - добро своих предков, которое зачастую без дела лежит в сараях или на чердаках.
Кукольные мастер-классы и ритуальные танцы
В рамках мастер-классов покажут, как делать травницы (экокуклы) и травнички (подушки, средство ароматерапии), расскажут о традициях местного выпекания хлеба и ритуальном танце – «трусіння маківки».
- На второй день свадьбы подруги и родственники новобрачной танцуют с ритуальным букетом, который стоял на столе у молодых в первый день, - объясняет Виктория. – Он из мака, калины и колосков, а танцевать надо так, чтобы осыпалась калина. Тут подразумевается, что девушка потеряла невинность и стала замужней женщиной. Правда, сегодня мало где соблюдают этот обряд, и даже 25 лет назад не все могли бы объяснить, что символизирует букет, хотя танцевали с ним. А хлеб у нас пекли в основном ржаной, так как здесь не выращивали пшеницу. В Синявке (56 км от Чернигова. – Авт.), например, традиционными являются гречневые блинчики, а на свадьбу пекли и раздавали всем гостям шишки – булочки в виде цветов.
Информацию о старинных местных традициях и рецепты собирают у старожилов, а в будущем планируют также обучать искусству выбойки – это роспись по ткани, изготовления кукол-мотанок, чайных сборов из трав на берегах Десны, оберегов, свечей и ковров.