Из пространного интервью " Укринформу " заместителя председателя парламентского комитета по правам человека Руслана Горбенко наибольший резонанс вызвали слова о том, что представители терцентров комплектования могут применять силу в отношении граждан. Пользователи соцсетей разразились возмущением, требуя права "давать сдачи". Юристы бросились пересматривать нормативные акты: они что-то просмотрели?
Депутатов можно простить, они законы пишут, а не читают. Что же говорит закон, разбиралась журналист Коротко про.
Вправе только пригласить
Руслан Горбенко привел два случая, когда военкомы могут применять силу: если граждане отказываются выполнять требования закона о мобилизации и если самовольно покинули место службы.
- Представитель комитета по правам человека затронул сразу два кодекса – Уголовно-процессуальный и Административный, - отмечает юрист Игорь Зорин. – В обоих говорится, что задержание граждан осуществляют уполномоченные на то лица. Это исключительно работники правоохранительных органов – Нацполиции, СБУ, ГБР, НАБУ, Госпогранслужбы и т.п. Они имеют право применять к задержанным силу в случае сопротивления. ТЦК и СП являются органом военного управления. Никаких прав на задержание граждан, доставку их в терцентр, а тем более на применение силы у них нет. Так было и по старому закону, и новый ничего не изменил. Поэтому военкомы тесно сотрудничают с полицией не только по розыску уклонистов, но и в так называемых группах оповещения, которые сегодня часто можно увидеть в общественных местах.
Юрист приводит пример:
- Мужчину остановили на улице для проверки документов. Военно-учетного он при себе не имеет. С 18 мая это нарушение мобилизационного законодательства, о котором говорил депутат. Старший в группе оповещения предлагает гражданину проследовать в ТЦК и СП. В случае отказа полицейские выполняют административное задержание – доставляют нарушителя в терцентр. При сопротивлении могут применить физическую силу, при открытой агрессии – спецсредства: газовые баллончики, наручники, дубинки.
Важно знать:
- при административном задержании обязательно должен быть составлен протокол,
- держать в ТЦК и СП или полицейском участке человека могут не более 3 часов,
- задержанный имеет право фиксировать события на видео,
- имеет право вызывать адвоката. Если своего защитника нет, полицейские должны сообщить об административном задержании в отделение бесплатной правовой помощи.
- К сожалению, на практике эти требования к правам человека часто нарушаются, административным задержанием подменяют принудительную мобилизацию, граничащую с похищением. Но это уже вопрос не к закону, а к тем, кто превышает свои полномочия, – констатирует юрист.
Не дезертир, если не в розыске
Что касается самовольного ухода с места службы или дезертирства, то это область Уголовного кодекса, к которому ТЦК и СП еще больше не имеют отношения.
– Самовольное оставление воинской части совершают не военнообязанные, а военнослужащие. Это квалифицируется как преступление, задержание считается средством его прекращения, – консультирует Игорь Зорин. – Задерживать дезертиров могут как гражданские правоохранительные органы, так и военная служба правопорядка. Максимум, что могут представители ТЦК и СП, – это сообщить полиции или ВСП о местонахождении подозреваемого.
Важно знать:
- превентивное задержание применяется только к лицу, объявленному в уголовный розыск,
- при превентивном задержании в течение 72 часов должно быть вынесено определение суда о мере пресечения.
Заметим, что терцентры комплектации имеют право обращаться в полицию по поводу объявления в розыск лиц, которые не являются по повестке или не выполняют другие требования мобилизационного законодательства. Но это не значит, что возбуждено уголовное дело.
- К тем, кто находится в розыске, сотрудниками ТЦК и СП производится административное задержание, то есть срок принудительного содержания в терцентре не должен превышать 3 часа. За это время на задержанного могут составить протокол о нарушении правил мобилизации и военного учета (штраф 17 000 – 25 000 грн), направить его на прохождение ВЛК или вручить мобилизационное распоряжение, если комиссия уже пройдена, - отмечает Игорь Зорин.
Юрист также напоминает, если военнообязанного нет возможности разыскать, на него может быть наложен заочный штраф – без составления протокола.
Что такое общественное задержание
Однако говорить, что представители ТЦК и СП совершенно не могут применять к нарушителям силу, также неправильно. Они не должны превышать своих служебных полномочий, но в случае чрезвычайного происшествия имеют право реагировать. Вот, например, на этой неделе было сообщение о мужчине, ударившем кулаком по голове представителя терцентра.
- Военнослужащие могут применять так называемое общественное задержание. Так же, как и каждый из нас. Это разрешенное законом временное лишение свободы передвижения. Оно применяется для прекращения преступления, обеспечения порядка, при попытке правонарушителя скрыться. Проще говоря, человека, который своим поведением представляет опасность, окружающие нейтрализуют и удерживают до прибытия полиции. Главное – не превысить пределы разумной самообороны. К примеру, не бить ногами подозреваемого в преступлении, если он уже лежит на земле с заломленными руками, - объясняет Игорь Зорин.
На что имеют право военкомы:
- осуществлять оповещения,
- вручать повестки по месту жительства, работы и в общественных местах,
- составлять акты об отказе расписаться в повестке,
- требовать от руководителей предприятий и учреждений выполнения мобилизационных мероприятий,
- наложить штрафы за нарушение законов о мобилизации и военном учете,
- проверять военно-учетные документы,
- находиться на блокпостах с целью вручения повесток.
На что нет права:
- применять силу, если гражданин отказывается брать повестку,
- осуществлять задержание без участия полицейских,
- силой держать граждан в ТЦК, принимать психологические или физические меры воздействия,
- заходить на частную территорию без полиции,
- забирать документы, мобильные телефоны,
- останавливать автомобили или общественный транспорт для вручения повесток.