Правительство подняло тариф на электроэнергию: с 1 июня стоимость одного киловатта составляет 4,32 грн, и так будет до 30 апреля 2025 года.
Отдельный тариф: только для «официального» электроотопления
Обещания не повышать тарифы или хотя бы дифференцировать их не выполнены. С 1 июня стоимость электроэнергии для населения выросла на 63,6%. Это означает, что, например, если месячное потребление в домохозяйстве составляет 200 кВт*ч, сумма в платежках вырастет с 528 до 864 грн.
Также было принято решение, что хозяева квартир и домов, оборудованных электроотоплением, будут платить в отопительный период по тарифу 2,64 грн за кВт*ч. Такой тариф будет действовать с 1 октября по 30 апреля при условии потребления до 2000 кВт*ч. Если потребление выше, то тариф для таких домов составит 4,32 грн. При этом «ночной тариф» при установленном двухзонном счетчике будет составлять 2,16 грн за кВт*ч.
Некоторые потребители по ошибке решили, что льгота касается домов с электроплитами, но это не так. Украинцы, которые живут в домах с электроплитами, будут платить безумные деньги за электричество, хотя помнят те времена, когда у них был отдельный тариф. Пока здесь без хороших новостей – отдельный тариф для домов с электроплитами остался в прошлом, льготы касаются только тех, кто имеет электрическое отопление. Но и здесь есть нюанс.
– Речь идет исключительно об «официальном» электроотоплении, – пояснил в комментарии Коротко про энергетический эксперт Юрий Корольчук. – То есть, если человек поставил электрокотел и считает, что у него теперь электроотопление и можно рассчитывать на льготу, его ждет разочарование. Для получения льготного тарифа необходимо иметь официально согласованные документы.
По словам эксперта, многие люди сделали себе электроотопление, но ничего не регистрировали. До войны в целом по Украине было около 600 тысяч пользователей электрообогрева, прежде всего, в регионах с низким уровнем газификации. Сейчас их около 500 тыс., из них официально – около 180 тысяч.
Впрочем, говорит Юрий Корольчук, 2000 кВт - это очень маленький объем, раньше были нормы 5000 кВт, потом 3600 кВт. Вообще государство должно быть заинтересовано, чтобы продать как можно больше электроэнергии – такова логика рынка. Но в условиях сплошного дефицита, когда электричество выключается на большую часть суток (и повышение никак не повлияет на ситуацию), нельзя говорить ни о рыночных тарифах, ни о рыночных квотах.
Необходимый шаг или неадекватные действия?
В Минэнерго не устают повторять, что повышение тарифа на электроэнергию является сложным, но необходимым шагом, ведь в нынешних условиях у государства нет возможности удерживать сверхнизкую льготную цену для всех потребителей. В министерстве подчеркнули, что тариф на электроэнергию в размере 2,64 грн покрывал лишь треть реальной стоимости электроэнергии.
Эксперты в целесообразности повышения тарифов не столь уверены.
По мнению главы Союза потребителей коммунальных услуг Олега Попенко, повышение тарифов во время войны является неадекватным действием, к тому же оно не решит ни одного вопроса в энергетике, а только приведет к увеличению долгов. Причем не столько за электричество, сколько за другие услуги – снабжение горячей водой, водоотводом, теплом.
Более того: даже те эксперты, которые считают повышение тарифов необходимым, говорят, что 4,32 грн – это уже слишком.
– Стране нужны деньги, правительство ищет, где взять, – говорит Юрий Корольчук. – Учитывая, что затраты на распределение-доставку не превышают 2,1 грн, а стоимость производства электроэнергии на АЭС – 1,1 грн/кВт, реальный тариф на 2024-2025 должен составлять 3,2-3,5 грн/кВ с расчета постепенного роста затрат облэнерго и Энергоатома. Можно встретить активные «размышления», что Энергоатом настолько пострадал от ракетных ударов (хотя попаданий по блокам и важным объектам АЭС не было), что производственную себестоимость нужно повысить до 1,5-1,7 грн. Однако и в таком случае тариф для населения должен составлять 3,6-3,8 грн/кВт, а не 4,32 грн.
Власти имеют право повысить тарифы хоть до 4 грн, хоть до 8 грн, продолжает Корольчук. А спорить о тарифе можно долго: НКРЭКУ предложит свой тариф для населения, Энергоатом – свой, ДТЭК – свой, даже Укрэнерго – свой. По сути, правительство должно слушать НКРЭКУ. Но в нашей системе координат цена всегда является компромиссом между политическими, экономическими, а сейчас еще и техническими факторами.
Долги вырастут, деньги на "восстановление" не пойдут
Что касается субсидий, говорят эксперты, то сильно на них надеяться не стоит, потому что больше не станет.
– В результате повышения тарифов украинцам придется дополнительно уплатить 35-40 млрд грн, и таких средств на субсидии никто выделять не будет, – отметил Олег Попенко в разговоре с Коротко про. – Так что задачей Минсоцполитики будет уменьшение количества субсидиантов. Средства с населения соберут, потребители уплатят больше, но и долги увеличатся.
По словам Юрия Корольчука, сейчас долг за электроэнергию составляет около 20 млрд грн, и такими темпами после повышения тарифов и при отсутствии роста доходов долг легко дойдет до 35-40 млрд грн уже через год. А вот с субсидиями и льготами есть вопросы. По электроэнергии субсидии получали не так уж много людей, и эта ситуация сохранится. Большинство потребителей все же будут платить счета, однако долги будут расти.
В заключение Юрий Корольчук развеял несколько популярных мифов, которые сейчас активно обсуждаются в СМИ и социальных сетях.
Во-первых, говорит Корольчук, деньги по тарифу для населения не могут быть направлены на восстановление ТЭС и ТЭЦ. В тарифе просто нет такой опции как «восстановление». Есть стоимость самой электроэнергии и ее распределение, то есть стоимость доставки.
Во-вторых, экспорта электроэнергии пока нет: даже перетоки сейчас нельзя использовать «не по назначению».
И, наконец, кондиционеры населения – это далеко не главная проблема при отключениях электроэнергии, ведь есть промышленные вентиляционные, охладительные, холодильные и другие системы, которые «жрут» электроэнергии в разы больше. На самом деле население может экономить, но это не поможет решить проблемы в энергетике.