Из-за повреждений инфраструктуры электростанций обстрелами, ее ремонта и восстановления украинцы учатся жить в условиях 4-6 часовых, а то и больше отключений света. И если последние дни мая почти не омрачались потухшими лампочками, то это не значит, что так будет в ближайшее время.
В начале июня ситуация в энергосистеме Украины будет более сложной, чем в мае. Об этом в эфире "Телемарафона" сказал глава правления НЭК "Укрэнерго" Владимир Кудрицкий.
По его словам, такая ситуация вызвана тремя факторами. Это вывод в плановый ремонт двух блоков атомных электростанций, последствия обстрелов объектов энергетики 31 мая и 1 июня, а также прогнозируемый рост потребления электроэнергии из-за повышения температуры и использования кондиционеров.
Коротко про отвечает на вопросы о ситуации в энергетике на ближайшую перспективу.
Отключения электроэнергии – это экономия или необходимость?
Ракетные атаки России на украинскую энергетическую инфраструктуру нанесли значительный ущерб тепло- и гидроэлектростанциям. Так, за три месяца весны были повреждены до 8 ГВт генерирующих мощностей на ТЭС, ГЭС и других объектах.
- Основная причина, почему у нас есть дефицит, это разрушенная или поврежденная генерация. У нас нет возможности получить тот объем электроэнергии, чтобы ее хватило на всех, – объяснил в эфире «Телемарафона» исполнительный директор ДТЭК Дмитрий Сахарук. По его словам, восстановление поврежденных объектов генерации требует больших усилий и ресурсов, а ремонтные работы могут длиться до 10 месяцев. К тому же были случаи, когда отремонтированные объекты подвергались повторным атакам со стороны РФ.
Отключение электроэнергии у потребителей пока является единственным способом балансировать энергосистему до момента восстановления поврежденной генерации.
Перегрузка системы может привести к авариям и как следствие – к невозможности в течение долгого времени подключить потребителей.
То есть до зимы отремонтировать энергоблоки не успеем?
Нет. Так считает член Наблюдательного совета Национальной энергетической компании «Укрэнерго».
- Масштабы разрушений на многих объектах являются такими, что, несмотря на все попытки, восстановить их работу до зимы не удастся… В прошлом году ситуация не была настолько критической, а сейчас разрушенная инфраструктура требует огромных средств и сил для восстановления. У Украины нет даже аварийных мощностей и запасных вариантов, чтобы обеспечить энергопотреблением всю страну. Летом украинцам придется терпеть ограничения, чтобы работа энергообъектов была восстановлена хотя бы в минимальной части, - рассказал член Наблюдательного совета НЭК "Укрэнерго" Юрий Бойко в беседе с изданием «Апостроф».
Увы, отсутствие почасовых отключений электроэнергии в последние дни мая является временным улучшением. Как заявил председатель правления НЭК «Укрэнерго» Владимир Кудрицкий в комментарии «УП», отключений в последние дни мая не было, потому что на двух энергоблоках атомных электростанций закончился ремонт.
- Согласно графику уже в ближайшие дни в ремонт снова выйдут определенные блоки на атомных электростанциях. И эта ситуация, которая у нас есть в последние дни, когда нам хватает электроэнергии и удается избегать отключений, к сожалению, изменится снова, - говорит глава «Укрэнерго».
А от чего зависят объемы генерации электроэнергии?
От нескольких факторов. Первый – надежность защиты. Все упирается в ПВО, которое обезопасит станции. Потому что, например, ДТЭК прошлой зимой восстановил 10 блоков, вложив в работы 110 млн долларов, а они были снова повреждены обстрелами. ПВО должно сбивать ракеты россиян, летящие на украинские ГЭС и ТЭС. Без этого говорить об устойчивом восстановлении невозможно, и наращивание объемов электроэнергии практически неосуществимо.
Во-вторых, нужны средства для закупки нового оборудования взамен разрушенных трансформаторов, генераторов, турбин, вспомогательного оборудования. Нужно восстанавливать здания станций, которые после обстрелов стоят без стен и крыш. По словам Дмитрия Сахарука, стоимость тотального восстановления колеблется в пределах 350-400 млн долларов (14-16 млрд грн). Сколько пройдет времени от закупки оборудования до его запуска – сказать не может никто, но вряд ли это случится раньше чем через 6-10 месяцев после начала работ.
Выручит ли «зеленая» энергетика?
По мнению Владимира Кудрицкого, заменить уничтоженные мощности энергопредприятий может возобновляемая энергетика года через два-три.
- Это будет замена условного мегаватта ТЭС на микс из промышленных ветряков и солнечных батарей, больших накопительных систем, высокоманевренных газовых станций, возможно, станций на биотопливе, – рассказал Кудрицкий.
При этом атомная энергетика останется основой украинской генерации, но будут развиваться возобновляемые источники энергии – солнечные и ветровые электростанции, потому что они дешевле всех других. И многие украинские компании сейчас рассматривают реализацию энергетических проектов. Но для этого нужны деньги.
Может, заграница нам поможет?
В Украину давно уже идет импортная электроэнергия, но ее все равно не хватает, чтобы перекрыть имеющийся у нас дефицит. Поэтому и возникает необходимость ограничивать потребление. Другого выхода нет. В противном случае, как говорит Дмитрий Сахарук, все станет еще хуже, чем есть.
Да, украинская энергетика остается приоритетом для организаций-доноров, которые помогают восстанавливать Украину в целом. Как отметил Дмитрий Сахарук, это USAID и Европейский фонд помощи энергетике. За счет этих доноров сейчас и идет производство необходимого оборудования для электростанций.
- К сожалению, учитывая возможности этих фондов, полностью закрыть все потребности они не смогут. Но мы им благодарны, так как нуждаемся в любой помощи, - подчеркнул Дмитрий Сахарук.
Он также рассказал, что в Украину поступает демонтированное, но вполне пригодное оборудование со старых станций в Восточной Европе, построенных еще во времена СССР. Технологии те же, оборудование то же. Оборудование не новое, но что-то можно найти и приспособить у нас.
- Также мы заказываем за собственный счет оборудование в Украине. У нас есть свои предприятия, которые могут производить генераторы, трансформаторы и все остальное, причем делают это быстрее, чем зарубежные поставщики, - уверяет исполнительный директор ДТЭК Дмитрий Сахарук. – Главное, чтобы у них была возможность изготовить одновременно очень большой объем продукции.