В окрестностях села Мшана (Городокский район, Львовская обл.) находится экоранчо местного фермера и ветерана войны Игоря Сабадаша. Начинал он с гусей – а теперь в его хозяйстве под сотню коров, не считая лошадей, пони и другого скота. Как экоранчо и природа помогают в реабилитации и самого хозяина, и других военных – в материале Коротко про.
Сначала были гуси
Оазис покоя и место перезагрузки. А еще популярная туристическая локация. Это экоранчо «Сабадаш», которое находится в поселке Мшана Львовской области. Здесь почти на 140 гектарах угодий, местами болотистых и заросших кустарниками, живут 10 лошадей, 2 пони и почти сотня быков, коров и телят. Кстати, это, пожалуй, самые фотогенические животные, которых нам приходилось видеть, так радостно они позируют для фотографии и видео приезжих туристов.
Владелец фермы, местный житель Игорь Сабадаш говорит, что ранчо – дело его жизни. А начал заниматься фермерством еще в 2013 году.
– Я вообще не бизнесмен, о рентабельности даже говорить не хочу, и, поверьте, за зарплату здесь бы не работал, - в шутку рассказывает Коротко про Игорь Сабадаш. – Моя ферма – это мое место силы. Люблю землю, люблю животных, люблю природу. А началось все с гусей (смеется. – Авт.). Несколькими гусями со мной «рассчитался» заготовитель металлолома. Так я и начал разводить гусей, а потом переключился на лошадей и коров. До сих пор помню, как только начинал это дело, мой добрый товарищ сказал: «Игорь, в таком благодатном месте сам Бог велел работать». Эти слова у меня в памяти.
К фермеру подходит одна из коров, живущих на ранчо.
- Это Марта, старожительница фермы, - нежно гладит сверкающие бока животного ее хозяин. – Коммуникабельная, любит общество, всегда охотно станет для снимка. Вообще, наши коровы – это эталон покоя. Все абердино-ангусской породы (это классическая британская порода) и шароле (порода коров, выведенная во Франции в XVIII ст.). Это мясные породы, не требующие традиционного доения. Телята сами прекрасно справляются с количеством молока у коров. Сейчас еще есть несколько коровок из Сумщины на передержке. Владелец на войне, а я ухаживаю за частью его скота.
Чернобокая красавица хитро прищуривает глаза и двигает ушами: прислушивается к словам хозяина. И спокойно позволяет почесать себе бока. Корова Марта и другие животные фермы привыкли к ежедневным посетителям. На ранчо часто приезжают семьи с детьми, те, кто хочет прокатиться верхом, фотографы. А еще здесь бывают военные, которые прошли ад войны. Общение с животными, отдых на природе помогают «притормозить» негативные мысли в голове, обрести хотя бы частично желанные покой и радость.
Животных выпустил на луга
Игорь Сабадаш особенно трепетно относится к тому, что ранчо выполняет своеобразную функцию реабилитации военных. Мечтает построить еще одну конюшню. А также возвести гостевые домики, где все желающие, в том числе военные, смогут провести ночь, а утром любоваться восходом солнца, наслаждаться свежим, звонким воздухом, активными после отдыха животными. Вот такой, на первый взгляд, типично сельский отдых – то, что не помешает людям, которых психологически потрепала война.
Сабадаш и сам защищал Украину в 2015-2016 годах, также ушел добровольцем с первых дней полномасштабного вторжения врага.
– Я знал, что будет война, – вздыхает. – Мой боевой рюкзак всегда был собран. И 24 февраля 2022 года жена разбудила меня утром со словом "Война". Тогда я пошел добровольцем. Семью – жену Наталью с двумя дочерьми – отправил временно за границу. А животных на ферме выпустил на луга, чтобы свободно гуляли по территории. Ранчо огорожено с одной стороны электропастухом, а с другой - природными каналами, поэтому я не боялся, что коровы куда-то убегут. К тому же уже пробивалась молоденькая трава. Но в то время мои коровы должны были отелиться, и за это волновался. К счастью, за животными на ферме согласился ухаживать мой добрый друг Андрей, на помощь которому позже приобщились еще знакомые. Благодаря им я сохранил своих животных.
Спустя 2 месяца военной службы Игоря серьезно ранили. Далее последовали долгие месяцы лечения и реабилитации. Даже передвигаясь в инвалидной коляске, Сабадаш знал, что будет работать на своей ферме.
- Помню, как поехал покупать трактор: на колесном кресле, правые рука и нога не работают, - рассказывает. – А трактор по хорошей цене продавал дедушка, выезжавший к детям в США. Так дед был поражен, говорил, хлопец, какой трактор, какая ферма, ты же на коляске передвигаешься.
И все же трактор Игорь Сабадаш купил. И сейчас сам трудится на нем. Вообще недавно всю работу на ферме выполнял самостоятельно.
– И вот так в процессе работы всему сам и учился, – смеется. – Даже загнать скот туда, куда нужно, ой как непросто.
А объем работы на ранчо постоянно растет. И, оказывается, найти еще одни трудолюбивые руки достаточно сложно. К счастью, фермер недавно нашел себе в помощь работника.
Вместе с помощником Игорь Сабадаш выполняет всю работу по хозяйству. Кроме ухода за скотом, приходится расчищать угодья от быстро разрастающихся кустарников. Жена Наталья и дочери София и Мелания занимаются развитием страниц ранчо в соцсетях, заботятся о комфорте на ферме. И поддерживают все начинания своего мужа и отца.
- Чуть не забыл: у меня есть еще один помощник, - смеется Игорь. – Это пес Боня. Он вырос на ферме и научился заворачивать скот.
У каждого животного на ферме свой характер. К примеру, среди лошадей есть своенравные особи. Иногда и Боню не слушают. Поэтому каждую неделю на ферму приезжает инструктор по верховой езде, тренирует животных, помогает гостям, желающим прокатиться верхом. Сам владелец тоже неплохо держится в седле. Правда, признается, падал много раз. Но вставал и снова возвращался в седло.
- Если у человека есть цель, то все удастся, - говорит. – Но что касается фермерства, то честно скажу: без дотаций нам, фермерам, очень тяжело. Время от времени получаю такую помощь от государства. В частности, выиграл грант в 50 тысяч гривен на реализацию лучшего бизнес-плана по программе «Шаги к развитию села». Фермерство в Украине – это все-таки много работы, но мало прибыли. Возможно, через поколение, то есть уже мои внуки получат приличный доход с этого ранчо. Но прежде всего, конечно, нужна наша победа.