В фейсбуке раскритиковали рекламу психологической помощи со словами "Из депрессии не выйти"

Специалисты в сфере коммуникаций призвали немедленно убрать борды с улиц Киева и других украинских городов.

facebook.com/polina.levyytska

На улицах украинских городов появилась наружная реклама горячей линии психологической поддержки "Стоит жить". Лозунги на баннерах вызвали негативную реакцию у пользователей фейсбука из-за неоднозначной подачи информации и усиления депрессивных настроений. Об этом сообщила "УП. Жизнь".

На биллбордах размещены надписи большим шрифтом: "Из депрессии не выйти", "Будет только хуже", "Жизнь не имеет смысла", а ниже мельче - "Мучают такие мысли? Звони". Также на каждом баннере есть номер горячей линии и QR-код, который можно сканировать для получения дополнительной информации.

То, что главная роль в рекламе отведена депрессивным месседжам, а контактная информация считывается последней, вызвало беспокойство у пользователей.

Бывшая пресс-секретарь Киевского метрополитена Наталья Макогон вспомнила, как в 2008 году из метро убрали надписи «Выхода нет».

– Людей крыло от кризиса и эти слова еще и в подземке нагнетали капитально. По крайней мере, так обращались пассажиры, и это хорошо помнит Надежда Незаймай, которая тогда занималась пресс-службой. В 2014 году мы с коллегами завершали эту работу. Меняли надпись "последняя поездка" на турникетах. Тогда началось АТО, мы все еще не до конца осознали, что началось. Но одно самоубийство в подземке я очень хорошо помню. Пожилая пара из Донецка. Они потеряли все, приехали в Киев и были настолько подавлены, что прыгнули под прибывающий поезд. Во время полномасштабной войны на улицах Киева появилась социальная кампания «Будет только хуже»… Не знаю, что добавить, - написала она.

SMM- и PR-специалист Полина Левицкая призвала власти Киева убрать эту рекламу.

– Уберите это немедленно. Это просто трэш какой-то. Многие люди живут в стрессе и депрессии сейчас. Зачем им видеть подобную рекламу? Этот месседж только подкрепляет мнения людей, оказавшихся в депрессивном состоянии. Последствия могут оказаться отрицательными. Психологи, психотерапевты, не молчите, пожалуйста. Кампания Янины Соколовой бездумна и неадекватна, - написала она.

Писательница Оксана Мороз считает, что использование возможных мнений целевой аудитории в лозунгах может оказаться эффективным, но не для горячей линии психологической поддержки во время войны.

- Трансляция мнений ЦА в слоганах – хорошая практика. Но эта практика точно плоха для кампании с горячей линией психологической помощи во время войны. Потому что мелкий шрифт не прочту, а вот БОЛЬШОЙ – да. А он подталкивает к тому, чего хотели предотвратить, – написала Мороз.

Руководитель по коммуникациям мониторингового сервиса "Опендатабот" Дарья Даниленко считает, что если этот месседж попадет в целевую аудиторию, то ее действия будут прямо противоположными тому, что написано маленькими буквами.

– Если мы уже живем в стране, где решения часто принимаются после постов в фб, то я очень хочу, чтобы этот кринж сняли срочно. Срочно, потому что если этот месседж попадет целевой аудитории, то ее действия будут прямо противоположны тому, что написано маленькими буквами, - написала она.

Соучредитель благотворительного фонда "Смелые" Виталий Селик подчеркнул, что реклама должна иметь свои ограничения, особенно в условиях высокого психологического напряжения.

- Провокационная реклама всегда обсуждается и ценится. Однако во всем должен быть предел. Особенно когда в обществе есть значительное психологическое и социальное напряжение, – отреагировал Селик.

Журналистка Татьяна Галковская отмечает, что в этом случае важно правильно разместить информацию, чтобы она никому не навредила.

– Идея, конечно, хорошая. Но ведь в таком деле важно не только привлечь внимание, но и не навредить. Посмотрите на фото. Борд стоит на обочине, развернутый так, чтобы было видно водителям едущих вдоль улиц машин. Что человек увидит, пролетая на скорости мимо такого плаката? Что жизнь не имеет смысла. Вот так едет кто-то в печали, проблем выше головы, а тут опа – и ответ на все вопросы, – рассуждает она.

Об ожидаемом эффекте от этой рекламной кампании в колл-центре "Стоит жить" на запрос не ответили. Однако основательница горячей линии "Стоит жить" Янина Соколова выступила с объяснениями в комментариях к одному из сообщений с критикой рекламной кампании.

– Это далеко не полный список мнений, которые мы слышим от наших пациентов колл-центра. Если у вас есть такие же, можете позвонить на нашу горячую линию «Стоит жить». По номеру 5522. Станет легче. И такие мнения развеются. А если с вами все ок и у вас нет подобных мнений, то живите счастливо, донатьте на ВСУ и расскажите о нашей линии тем, кто нуждается в помощи. Эту рекламную кампанию разрабатывали совместно с психологами и рекламным агентством, которое создало такие макеты на основе месседжей от аудитории. С пропагандой реакции аудитории, – заявила она.

Впрочем, основательница портала "Энциклопедия гражданина" Юлия Никитина подвергает сомнению оправдание Соколовой.

– Она считает, что все ок, потому что они с безымянными «психологами» занимались «пропагандированием реакции аудитории», что бы это странное высказывание не означало. Ужасно интересно, захотят ли так называемые «психологи» и рекламное агентство (пока анонимные) взять на себя персональную ответственность за этот мрак, – написала Никитина.

Журналисты спросили у психолога и специалиста по коммуникациям Дарьи Савченко, в чем опасность таких месседжей для людей, которые встречают эти баннеры на улицах.

- У человека с депрессией есть, в частности, когнитивные искажения, которые примерно так и звучат: "Из депрессии не выйти"/"Будет хуже" и тому подобное. Такие месседжи в рекламе только подкрепляют эти мысли. К тому же, люди с депрессией могут иметь сложности с концентрацией внимания, поэтому текст мелким шрифтом и номер телефона могут проигнорировать. Что будет дальше с этим человеком, я даже не желаю представлять. Надеюсь, он действительно увидит номер и позвонит по телефону, – говорит специалист.

По ее словам, коммуникации на чувствительные темы нуждаются в осторожности, чтобы транслируемые сообщения не нанесли вред людям.

- Их лучше проверить несколькими фокус-группами – слишком много не будет. Если цель – обратить внимание на горячую линию, номер телефона не должен теряться под словами, отражающими тревожные мнения потенциальных клиентов психологической службы. Это можно было бы визуализировать как диалог в мессенджере или просто добавив в конце вопросительный знак, чтобы это не звучало, как утверждение. Думаю, есть много решений, как можно было воплотить концепцию. Возможно, эта версия была наиболее триггерной, а значит "выигрышной", – говорит она.