29-летняя Юлия Бигун за создание благотворительного фонда «Твоя любовь», который уже 4 года регулярно помогает особенным детям, и социального бренда постельного белья Ohra Home, где трудятся мамы детей с инвалидностью, вошла в список «30 до 30» от Forbes, в который ежегодно выбирают 30 молодых украинцев, поразивших страну и мир до 30 лет.
Сегодня бизнес переживает непростые времена, но Юлия не отчаивается. Помощь детям и их мамам в трудных ситуациях научила ее не отступать перед трудностями. Подробности о своем благотворительном фонде, помощи детям и бизнесе во время войны Юлия рассказала Коротко про.
“Путь в благотворительность начался с любви к будущему мужу”
- Юлия, как вы пришли к благотворительности и своему социальному бренду? С чего все начиналось?
- Все началось с любви к будущему мужу. Сейчас он настоятель Свято-Андреевского храма ПЦУ. Познакомились мы с Назарием в 2016 году, когда я была волонтером фонда “Таблеточки”. У нас уже были общие интересы, но хотелось, чтобы точек соприкосновения стало больше. Назар говорил, что хочет 10 детей, для которых построит дом, откроет благотворительный фонд, - я предложила не ждать много лет, а начать что-то делать сейчас. Так мы и поступили, создав благотворительный фонд, который специализируется на помощи в первую очередь детям, которые нуждаются в лечении и медикаментах.
Первым мальчиком, которому мы начали помогать, был Миша из Донецка в "Охматдете". Впервые я увидела его маму в больнице, она сидела и плакала: у ребенка была опухоль в горле. Пока папа находился с сыном в палате, мама с младшим ребенком жила у киевских родственников, спала на полу в кухне. Мы искали для Миши доноров и деньги на лечение. К счастью, мальчик полностью выздоровел - семья смогла вернуться домой.
У нас в приоритете была медицинская помощь деткам из малообеспеченных семей. Оплачивали детям лечение, покупали медицинское оборудование, одежду, обувь, еду. Собирали на это донаты - среди знакомых, на работе, создали страничку в фейсбуке, первое время я ходила с боксом, который храню до сих пор.
Потом начали помогать Центру поддержки детей и семей. Деятельность центра направлена на то, чтобы помочь сохранить ребенка в семье. Моя принципиальная позиция - помогать семье, а не детским домам, чтобы ребенок оставался с родителями, с мамой, а для этого нужна своевременная поддержка. Мы узнавали про проблемную семью, из которой могли забрать ребенка, и помогали ей. Со многими семьями мы поддерживаем связь и продолжаем им помогать по мере сил и возможностей.
В 2016 году муж поехал в Фастовский учебно-реабилитационный центр. Увидел там 60 детей с инвалидностью. Сказал: "Не знаю как, но мы должны им помочь, тут просто катастрофа!" Я говорю: "Мы маленький фонд, только начали существовать, у нас нет такого количества денег". Тем не менее, я приехала туда, и мы начали помогать Фастовскому центру на постоянной основе. В первую очередь, медикаментами и оборудованиям. Начали больше контактировать с семьями, узнавать про их проблемы. Со временем стали оказывать адресную помощь семьям, в которых воспитываются дети с инвалидностью. Детям постарше помогали поступать в образовательные учреждения, поселиться в общежитие, собирали детей перед школой и на выпускные.
Также продолжали собирать деньги на операции. За пару дней нужно было собирать довольно большие суммы - по 20-25 тысяч гривен. В какой-то момент я устала просить деньги. Хоть и просишь не для себя, появлялось чувство вины.
Начала задумываться о своем бизнесе, который смог бы покрывать все наши потребности. Остановила свой выбор на производстве постельного белья. За время своей деятельности мы успели познакомиться с волонтерами из США и Германии. Одна из них позвонила и сказала: "Я нашла грант в Германии, может, попробуем податься?"
«Мы не можем искать мам особенных детей, умеющих шить. Но можем их научить»
- Так появился благотворительный проект постельного белья Ohra Home? Почему вы решили построить ваш бизнес вокруг шитья?
- История Ohra Home началась в 2019 году. Мысль шить постельное белье пришла не сразу. Друзья подарили мне швейную машинку на день рождения. Сначала воспринимала шитье как хобби, шила для друзей, для храма, в котором служил мой муж. Тогда не было денег на облачение, поэтому я покупала ткань и шила его сама.
Муж сказал: "Если ты можешь шить, почему мамы с инвалидностью не могут? Их можно этому научить". У моей подруги на тот момент родился сын с ДЦП. Отец ребенка ее бросил из-за того, что у мальчика оказалась инвалидность. Мне было больно из-за этой ситуации, хотела, чтобы подруга начала шить у меня. Действительно, ведь так можно помочь таким мамам трудоустроиться. Я решила, что это отличная идея: проблема работы для мам детей с инвалидностью очень острая. Таким семьям почти всегда нужна помощь: чаще всего дети-инвалиды растут без отца.
Две недели я писала заявку, через два месяца нам одобрили немецкий грант. Тогда благодаря финансированию в 3500 евро мы закупили первые швейные машинки, оборудование, ткань. Я понимала: мы не можем искать мам детей с инвалидностью, еще и швей. Нужно брать тех, кто хочет, и просто учить их шить.
Директор Фастовского центра, которому мы помогали, предоставила нам помещение для занятий. А чтобы обучить остальных женщин шитью, мы нашли маму ребенка с инвалидностью, которая была профессиональной швеей.
- Долго продолжалось обучение? И все ли из тех, кто прошел учебу, остался с вами работать?
- Мы их учили, но обязанности работать на нас у них не было.
Обучение заняло 2-3 месяца, встречались мы несколько раз в неделю. По его окончании у каждой мамы была экзаменационная работа. Я принимала готовые комплекты белья, и, если что-то мне не нравилось, мы распарывали комплекты и подшивали их до тех пор, пока строчка не будет ровной.
Кто-то остался с нами, кто-то ушел, кто-то сказал - "это не для меня". (И правда, шитье - не для каждого. Это нужно любить, иметь какую-то усидчивость). Кто-то пошел учиться дальше - среди наших мам популярно учиться на реабилитолога и логопеда, чтобы заниматься детьми с инвалидностью. Кто-то начал шить для себя.
“Нужны не только швеи, но и те, кто умеет продавать”
- После обучения мам детей с инвалидностью вы сразу запустились?
- Не сразу: ковид помешал нашей работе. Ohra Home запустилась в конце 2020 года. Еще до запуска у нас была ткань, оборудование, обученные люди, но тогда мы еще ничего не продавали.
В позапрошлом году мы сделали свой сайт, благодаря чему количество продаж увеличилось. Сразу делали англоязычную версию, начали продавать белье за границу.
- Все ваши сотрудники имеют инвалидность или детей с инвалидностью?
- Берем не только людей с инвалидностью. За три года нашего существования к нам приходили разные люди: мы нуждались в СММщиках, в таргетологах. Кроме самого продукта, нужно еще много чего, чтобы этот продукт продать.
- Я так понимаю, когда работа есть, мамам не приходится сидеть от звонка до звонка на работе?
- Да, у нас гибкий график, он позволяет и работать, и за детьми ухаживать. Есть задание на неделю. Когда ты будешь это делать - тебе решать. У каждого свой ритм. Мне главное, чтобы работа была выполнена.
У нас есть швея, которая приходит в 6 утра, а к 8-ми у нее уже может быть все готово. Гибкость графика очень нужна для мам, особенно она нужна мамам детей-инвалидов.
Мы во всем старались помогать нашим мамам. Одной из работниц, которая воспитывает сына с инвалидностью, отремонтировали дом. Он страдал от плесени, поэтому мы переделали фасад, утеплили здание, перекрыли крышу. Сыну другой работницы приобрели слуховой аппарат, так мальчик впервые начал слышать. Девочке из Фастовского реабилитационного центра помогли с операцией по замене коленных суставов.
Сегодня нужно прилагать гораздо больше усилий, чтобы остаться на плаву
- А как себя чувствует ваш бизнес во время войны?
- В последние 2 месяца стало особенно сложно. Растут цены на сырье, люди меньше покупают. Грустно от того, что мы не можем обеспечить работой то количество мам, которое бы хотели. Случаются недели, когда никто ничего не шьет, потому что просто нет заказов. Бывает, жду своей зарплаты (сейчас я работаю в проекте по разминированию), чтобы заплатить ее сотрудникам.
Для меня это больной вопрос. Цены у нас практически на том же уровне, как и до войны. После начала вторжения повышали их только раз. Когда у нас было больше продаж, стоимость сырья тоже была ниже.
Сложно делать прогнозы во время войны. Если в прошлом году мы принимали участие на маркетплейсах и за два дня могли сделать месячный оборот, то в этом году там продается очень мало. У других продавцов ситуация аналогичная, никто не понимает, что происходит.
Сегодня украинскому бизнесу нужно прилагать гораздо больше усилий, чем раньше, чтобы просто быть на плаву. И в нашем случае это так. Понимаю, что никаких льгот со стороны клиентов и окружения не будет.
К сожалению, сегодня многие украинские проекты закрылись. Те, кто выжил, продолжили работать.
- При этом вы также начали выходить на международный рынок.
- Когда началась война, у иностранцев была тенденция покупать товары из Украины. Однако сегодня Made in Ukraine уже не работает. Мы пробовали продавать на Европу - оказалось, это не наш вариант. Американцы больше любят а-ля хенд-мейд.
Несмотря на сложности, продолжаем работать. Доводилось помогать еще не родившемуся ребенку. Мальчику нужна была операция в первые 10 часов после родов, нужно было поменять клапаны в сердце. За полгода до рождения малыша по всему миру мы искали необходимые для операции медикаменты, было тяжело. К сожалению, эта история закончилась трагически, мальчик умер через сутки после операции. Мужчина, от которого забеременела эта женщина, ее бросил, когда узнал, что ребенок родится инвалидом.
После таких историй временные сложности с социальным бизнесом и отсутствие продаж кажутся не такой уж большой проблемой. Это просто несравнимые вещи. Останавливаться не собираюсь. Прекратить дело нетрудно, но потом начинать все с нуля намного сложнее. К тому же я вижу в этом будущее.
- Чего бы вы хотели в будущем для своего проекта?
- Сейчас у меня время раздумий. Ориентируюсь на усиление бренда, понимаю, что я и Ohra Home стали неотъемлемыми частями друг друга. Хочется ребрендинга, выйти на американский рынок. Также в ближайших планах - сотрудничество с маркетинговым агентством. Надеюсь, оно выведет нас на новый уровень. А все мамы, которые работают с нами, смогут получать достаточно средств на жизнь.