Эта тихая 23-летняя девушка с яркими красными волосами никогда не мечтала о славе и популярности. Они нашли ее сами. В начале полномасштабной войны ее фото облетело весь мир. На нем она окружена десятком собак-инвалидов – на колясках, старыми и больными, которых держит на поводках. Тогда Анастасия Тихая со своим, на сегодня уже бывшим, мужем пешком выводили из охваченного войной пригорода Киева 19 таких собак и еще кошек в тележке. Тогда в Ирпене и других прилегающих к столице городах и поселках творился хаос, который раньше можно было увидеть только в апокалиптических картинах. Восемь собак, напуганные, вырвались из ошейников, шлей и поводков. Большинство сразу или позже удалось найти, кроме двух – Ивы и Доди.
«Помню каждую историю»
Сегодня Анастасия Тихая погружена в обустройство нового приюта для животных. Их она называет своими детьми. Правда, «деток» уже давно не 19, а - 200!
- Я помню историю каждого: откуда оно к нам приехало, в каком состоянии, его анамнез, возраст, характер, с кем дружит, а с кем - нет, чего боится, - рассказывает Коротко про Анастасия Тихая. – У каждого своя кличка.
Из около двухсот животных полторы сотни – собаки, остальные – кошки. Ими занимается бывший муж Анастасии - Артур, с котами, признается девушка, у нее отношения не складываются. Несмотря на расставание, экс-супруги сохраняют общую опеку над обитателями приюта.
- Когда мы познакомились, он даже собаку заводить не хотел, - улыбается Анастасия. - Самое невероятное, что это именно он предложил заниматься волонтерской деятельностью. Мы занимаемся одним делом. У нас обоих уже другие отношения, но все равно он для меня – семья, и я для него тоже. Надеюсь, так и будет.
Правда, предугадать, во что обернется эта инициатива, никто не мог.
Все началось, когда Насте едва исполнилось 18. Собаки никогда не были ей чужды – родители держали свой питомник породистых бульмастифов в Киевской области. Поэтому девочка в буквальном смысле выросла в окружении четырехлапых.
- Как-то случайно увидела пост: волонтер ищет передержку для собаки-инвалида, - вспоминает Настя. - Нужно было, чтобы собаке дали возможность где-то жить и чтоб кто-то заботился о ней. Я предложила свою помощь, так как у меня уже был опыт и с больными животными, и со сложными. И она согласилась и привезла первую собаку.
С тех пор Анастасия, которая и до этого знала, что будет работать с животными – даже отучилась четыре года на ветеринара, и только война заставила уйти в академотпуск, окончательно определилась: она будет помогать тем, от кого все отказались и у кого особо нет шансов выжить – больным, старым собакам, животным-инвалидам.
Большинство псов уехали за границу
Здоровых собак и щенков Анастасия не берет. Такие звонки она перенаправляет к другим волонтерам. Также, если собаку уже пролечили, и она здорова, только вот девать ее некуда, тоже отказывается брать.
- Если звонят, рыдают: «все, ничего не могу сделать, собака лежит, денег нет» или «не могут поймать» – тогда выезжаю, - говорит наша собеседница. - Все зависит от состояния, травм, насколько они серьезные. Если буду каждую собаку брать, даже травмированную, у меня будет не двести, а тысяча. Звонки есть каждый день и по здоровым, и по травмированным.
Первой собакой был Стронг – его сбила машина. Это черная собака-колясочница, которая есть на том самом известном фото. Анастасия отмечает – всех псов с того снимка разобрали, до единого. Несмотря на то, что все они с особыми потребностями, больные или старики со своими возрастными проблемами. Большинство из них уехали за границу.
- У таких собак и даже котов почти нет шансов найти дом, - объясняет Анастасия Тихая. - Когда это фото разлетелось по всем приложениям, все, кто попал в кадр, нашли хозяев. Это мне греет душу. Лично мне от свалившейся популярности было тяжело – слишком много внимания... Я не очень социальный человек… Меня заставили им стать, когда куча волонтеров, людей о нас узнали, когда каждый день журналисты звонили… Но рассказывала, показывала собак и кошек. Работала на благо животных.
То фото изменило и жизнь Насти. Говорит: у нее никогда раньше не было столько животных, и она никогда не искала им хозяев – этим занимались другие волонтеры.
- В начале войны мы с собаками и котами эвакуировались в Киев, - отмечает Настя. – О нас узнали, и другие волонтеры начали свозить нам огромное количество собак. Не оставалось выбора, кроме как открывать большой приют. Сначала жили у подруги в небольшом домике без кухни и удобств, а потом нам предложили выехавшие за границу незнакомые люди пожить у них. Собак разрешили пустить в дом – держать старых, больных и инвалидов на улице нельзя.
Сейчас из приюта Насти пристраивается 10-15 животных в месяц. Если породистые и маленькие – могут и больше забрать. Таким порой везет найти хозяев даже в день публикации поста. Если беспородные, но маленькие – дело затягивается на несколько недель. Но так не всегда, конечно. Большие породы и давно уже не щенки вообще не пользуются спросом – шансов, что их возьмут, почти нет.
- Быстро забирали в начале войны, люди хотели помочь всем и вся и брали всех без разбора, - вспоминает Настя. – Потом была пауза. Зимой, под Новый год, тоже обычно пауза.
Восемь пуль вдоль позвоночника
Анастасия вспоминает историю одной овчарки.
- Звонит человек, говорит: «Собака уже две недели орет от боли, у нас единственный вариант - ее застрелить. Или вы ее забираете», - рассказывает девушка. – Она подхватила инфекцию, которая проникла в спинной мозг и съела три позвонка. Под ее весом позвоночник в нескольких местах сломался, пес упал на лапы… Не мог ходить в туалет, есть. После операции начались осложнения на желудок, из-за чего пришлось еще оперировать желудок, потом трахеи. Сейчас эта собака на реабилитации, ходит на передних лапах. Надеюсь, встанет на все четыре. К этому привело равнодушие хозяев.
Лечение этого пса потянуло на 140 тысяч гривен.
- Еще один из самых дорогих в плане лечения – кот, который провел 9 дней в коме, - продолжает зооволонтер. - У него был сломан череп, челюсть, глаза выбиты. Его машина сбила в лоб. Выложили 100 тысяч гривен. Сейчас он живет в семье. На лечение мы собираем деньги в соцсетях - открываем сбор на конкретное животное и нужды. Люди видят, чем мы занимаемся и какими сложными могут быть животные. Насчет колясок и вольеров стараемся договариваться с фондами. Но не всегда получается.
Если собаку с переломом позвоночника никак не поставить на ноги – лечения не будет, то и ценник из ветклиники не зашкаливает – может, гривен 500 за рентген. Тогда впереди – коляска. Если, к примеру, лапы сломаны в нескольких местах – это может потянуть на 20, а то и 40 тысяч гривен.
- Эти случаи – это еще не ужас, - вздыхает Анастасия. – Считаю, что сбитое машиной животное - это самое легкое, что может случиться, учитывая такие травмы. Ужас - это когда им ломают лапы палками, отрезают… У меня была собака, которой лапы отрубили топором. Расстреливают собак - сейчас у меня собака, которая приехала из Донецкой области. Она была парализованная по шею, и когда мы сделали рентген, я была в шоке: у нее восемь пуль вдоль позвоночника! Ею очередью расстреляли. Сейчас ходит - на всех четырех лапах. Ей очень повезло, полностью восстановилась. Только немножко хромает.
Если такие собаки не находят хозяев – их оставляют доживать в приюте. Зооволонтеры никого на улицу не гонят.
Спасти всех нельзя
Волонтеры признаются – спасти удается не всех. Бывает, приходится усыплять. Обычно это происходит с онкобольными на последних стадиях или очень сильно травмированными животными.
- Если это начало болезни - тогда химия, операция, но если в таком состоянии, что лечение не поможет, то приходится усыплять, - отмечает Настя. – С последними стадиями они могут жить еще около месяца. Мы все это время уделяем им максимум заботы: подушечки, вкусняшки, косточки, чтобы забыли, как люди обошлись с ними, выгнали и так далее... Когда начинается этап угасания, животное отказывается от еды - везем к врачу и отпускаем... Оно умирает, и мы помогаем уйти безболезненно. И, конечно, бывает, что привозят таких животных, сбитых машинами, что там просто мясо, никак ты их не соберешь… Конечно, приходится отпускать... Оно само уйдет через два часа, зачем эти мучения.
После деоккупации зооволонтер вернулась в Ирпень. Сегодня одно из основных направлений ее работы - это прием собак из фронтовых городов. Всего за почти 2,5 года войны Анастасия с Артуром спасли около 1500 животных.
Постоянно в приюте живут примерно 200 питомцев. Может быть чуть меньше или чуть больше. Это то количество, которое Анастасия еще может прокормить.
- Каждый понедельник заказываем корм примерно на 15-20 тысяч гривен, - продолжает девушка. - Это я оплачиваю сама. Зависит, сколько люди или фонды нам отправят «благотворительного» – бывает, что помогают. Один из фондов полностью покрывает питание собак-инвалидов.
Также нужно оплачивать само содержание приюта – аренда помещения для животных-инвалидов, зарплата работникам – вдвоем с двумя сотнями хвостов не управишься, коммуналка, бытовая химия и прочее. Владельцы собак и котов поймут – одним кормом, мисочкой и таблеткой от глистов не обойдешься. Все это также оплачивается Настей и ее экс-супругом.
Переезжают из-за жалоб соседей
Анастасия работает в сфере недвижимости, как и Артур. Говорит, если зарплаты на собачьи-кошачьи нужды хватает, то на себя столько, сколько хотелось бы, уже не остается.
- Но я уже выбрала этот путь и отступать не буду, - улыбается девушка. - Это мои животные, я за них горло перегрызу, если надо. Это мой крест, и я его буду нести. Все.
Сейчас Анастасия Тихая со своими подопечными в процессе переезда на новое место – уже свое, не арендованное. Хотя в ближайших планах у нее этого не было – пришлось из-за соседей, которым надоел постоянный лай – доходило даже до жалоб в горсовет. Чтобы не доводить до конфликта, девушка решила переехать. Вольеры уже строятся на другом конце Ирпеня, на участке с недостроенным домом. Дальше – только поле, так что проблем с соседями, которым мешает шум, точно не будет. Часть животных, которые живут на улице, уже ждут своих ангелов-спасителей на новом месте.
Как помочь?
Если вы в поисках «своего» любимца и у вас большое сердце, в списке ожидания всегда есть пара сотен четырехлапых. Ознакомиться с ними можно на странице приюта Анастасии Тихой в инстаграме по этой ссылке.
Если вы можете помочь финансово на лечение:
- Карта Монобанк Анастасия Т. 5375 4141 1536 7020
- PayPal anastarie63@gmail.com