Говорят, грядет «большая стирка». По разным источникам, своих должностей могут лишиться вице-премьеры, министры и другие высокопоставленные чиновники. С чем это может быть связано и есть ли признаки кризиса власти, Коротко про рассказал руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко.
Нужны резонансные фигуры
- Владимир, как известно, первым «на старте» министр аграрной политики Николай Сольский. Его дело связано с коррупций, но подозрения предъявлены по эпизодам 7-летней давности. Почему именно сейчас?
- Я думаю, что расследования велись и раньше. Просто год назад обновилось руководство антикоррупционных институтов. Пришло новое руководство в НАБУ, САП, и они резко активизировали свою работу. По одному из таких дел под ударом оказался известный украинский бизнесмен Игорь Мазепа, по другому - Сольский. Кстати, у Мазепы, обратите внимание, та же ситуация. То, что ему инкриминируют, это тоже эпизоды 5-7-летней давности.
В случае с Сольским мы не знаем, как долго велось расследование, но можно предположить, что у следствия сейчас оказались новые материалы. И антикоррупционные органы заинтересованы в том, чтобы показать свои результаты. Им нужны резонансные фигуры.
Власти тоже важно показать, что вот видите - уголовные дела есть. В том числе и против представителей нашей команды. Если нарушают закон, то и такие должны отвечать по закону. Есть еще один момент, который мог сыграть свою роль: Сольский – это человек еще из команды предыдущего главы Офиса президента Андрея Богдана, который также причастен к агрохолдингу.
Что касается кадровых изменений в целом во власти, то Зеленский это анонсировал в конце января - начале февраля. Речь идет о сокращении числа вице-премьеров. Сейчас их многовато.
Новый фаворит Зеленского – Александр Камышин
- Прогнозируют освобождение еще ряда министров - вице-премьер-министра по восстановлению Александра Кубракова, вице-премьер-министра по вопросам реинтеграции Ирины Верещук, министра юстиции Дениса Малюськи. Это правда?
- Об отставке Малюськи слухи ходят уже давно. А он, кстати, относится к числу ветеранов - один из трех или четырех людей в нынешнем составе правительства, которые задержались с 2019 года. Это Михаил Федоров, Дмитрий Кулеба и Денис Малюська.
Кроме этого, скорее всего, речь идет о сокращении числа вице-премьеров. Потому что у нас были времена, когда их хватало три – четыре, включая первого вице-премьера. А сейчас шесть или семь. Вероятное освобождение вице-премьера по вопросам реинтеграции Ирины Верещук, скорее всего, связано с проблемой функционала ее министерства - он очень небольшой. Когда не было полномасштабной войны, министерство занималось защитой прав украинцев на оккупированных территориях, разными программами, подготовкой к реинтеграции и так далее. А сейчас у Верещук просто нет какого-то большого набора работы и задач. Поэтому, видимо, встал вопрос о ее замене. Она останется в команде, просто дадут другую должность.
У вице-премьера по восстановлению Кубракова другая история. Как раз у его министерства задач очень много, оно одно из самых больших в составе правительства и по административным задачам, и по бюджетным ресурсам. Поэтому возникло много проблем, много вопросов и критических замечаний. В первый год войны он был одним из фаворитов у Зеленского. А сейчас много претензий со стороны ОП, что утратился конструктивный контакт. Разные источники подтверждают, что отношение к Кубракову изменилось, в том числе и у самого президента. Поэтому вероятность увольнения достаточно велика.
Сейчас в правительстве новый фаворит Зеленского – это Александр Камышин, который возглавляет Министерство по делам стратегических отраслей промышленности. Поэтому он может стать новым вице-премьером.
Проблема в том, что кого снимать – известно, а кого назначать – нет
- Ожидается также и сокращение некоторых министерств?
- Да, планируют сократить, но вопрос еще не решен окончательно. Нет согласованной позиции: кого, как и к кому присоединять. И второй важный момент – кого из министров менять? Например, у нас до сих пор нет полноценного министра культуры и информационной политики, министра ветеранов, по делам молодежи и спорта. Так что через какое-то время произойдут организационные и структурные перестановки в Кабмине. Но больших изменений не будет. С высокой вероятностью оставят на посту премьер-министра Дениса Шмыгаля.
- А есть у власти «скамейка запасных»?
- В этом-то и проблема. Кого снимать, примерно известно. А вот кого назначать – не решено. Генпрокурора могут снять. Об этом уже говорят несколько месяцев - последствие внутренних интриг в прокуратуре.
Обратите внимание, что у нас генпрокуроры меняются достаточно часто. В 2019 году назначили Рябошапку, в 20-м поменяли на Венедиктову, в 22-м поставили Костина. А что у всех троих общего? А то, что они не прокурорские работники, Они были политическими руководителями, они чужие в этой системе. Прокуратура не принимает чужих.
Кроме того, одна из претензий к Костину заключается в том, что он слишком много ездит в США к жене и детям.
Это вызывало раздражение и стало поводом для доноса. Причем донос, я так понимаю, был из прокуратуры. Почему на это сделали акцент? Потому что Зеленский очень не любит, когда высокопоставленные чиновники злоупотребляют поездками за рубеж. Это использовали, чтобы подставить Костина.
В то же время Костина уважают за то, что он в контактах с международными организациями хорошо работал. Поэтому сейчас говорят о том, чтобы направить его послом в Нидерланды, пусть он там будет таким себе негласным спецпредставителем Украины в контактах с Международным криминальным судом. То есть будет работать с Гаагой.
Никакого кризиса власти нет
- Найдутся ли в парламенте голоса для кадровых перестановок?
- Судя по голосованиям в апреле, Офису президента удалось стабилизировать ситуацию в Верховной Раде. За закон про мобилизацию проголосовали 283 депутата, и большинство других законопроектов в апреле были проголосованы. Поэтому за отставку голоса, скорее всего, найдутся. А вот найдутся ли они за назначение, будет зависит от того, кого захотят назначать. Если человек с нормальной репутацией, вопросов к нему не возникнет. Но если пойдут политические претензии к кандидату на должность министра, тогда могут возникнуть проблемы.
- Так все-таки, кадровые перестановки и реорганизация – это естественный процесс или кулуарные интриги?
- Дело не в интригах. Главный смысл этих перестановок в том, чтобы через обновление кадров на высших должностях стимулировать работу управленцев. Зеленский периодически это делает. У него уже было несколько волн таких. Президент сейчас требует максимальной отдачи. Он считает, если сейчас поменять целую группу министров, то это будет сигналом для других: работай лучше, активнее, энергичнее, не злоупотребляй, тогда останешься на своей должности. Как показывает опыт, те, кто приходят на новые должности, землю роют в прямом и переносном смысле. Демонстрируют кипящую энергию. То есть это импульс для активизации работы, это главный мотив. Ну и по Кабмину важно сокращение числа министерств и, соответственно, административных затрат на работу правительства.
- Говорит ли это все о кризисе во власти?
- Да нет никакого кризиса. Кризис - это когда не работает какая-то ветка власти, когда тот или иной государственный институт не выполняет свою задачу. У нас такие ситуации, как правило, происходят во время политических кризисов либо ошибки в работе государственного органа провоцируют кризисные ситуации в той или иной общественной сфере.
Если бы у нас был сейчас управленческий кризис, то мы бы уже проиграли войну. Кабинет министров как раз работает нормально. Но есть необходимость повысить эффективность управленческих структур, в этом причина кадровых решений президента.